1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №164 (665) за 20.09.2000

ПРИЧИНА ТРАГЕДИИ -- ОШИБКА ПИЛОТА?

Коллеги и наставники погибшего в субботу замминистра МВД Леонида Бородича считают, что причиной трагедии стала ошибка пилота. Выполнять "бочку" (а именно эта фигура и стала для Леонида Васильевича роковой) на той скорости, с какой шла его машина, нельзя. Это написано в любом учебнике по пилотированию.

ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ОН СПАС ДЕСЯТКИ ЧУЖИХ ЖИЗНЕЙ

Группа, в которой летал Леонид Бородич, выступала от аэродрома "Чайка" и была постоянной и слетавшейся за сезон 2000 года. Начальник аэродрома, пилот с многолетним стажем Владимир Грибанов, также участвовал в тот день в шоу. Он рассказал: "В группе Бородич шел замыкающим. Ему нужно было выполнять "бочку", что он раньше делал неоднократно, -- и в одиночном полете, и в группе. Но в то время как первые три пилота выполнили фигуры на должной высоте и скорости, машина Леонида Бородича шла слишком медленно. Я на глаз определил, что скорость была порядка 170 километров в час. В течение трех секунд, перед тем как начать выполнять "бочку", он пытался разогнать машину. Но это было практически невозможно, -- он сумел достичь, ну, максимум, 190 километров в час. Надо было бы просто отвернуть в сторону самолет, а он все же начал выполнять фигуру. Это еще больше снизило его скорость, и самолет, уже не повинуясь пилоту, пошел вниз. Сделать практически он уже ничего не мог. Разве что выключить магнето (зажигание), чтобы предотвратить взрыв и отвернуть самолет от толпы зрителей. Как вы знаете, самолет все равно загорелся -- но Леонид Бородич не просто закрыл глаза и упал. Он сделал в той ситуации все, что мог. Выпрыгнуть с парашютом также не имел возможности -- не позволял ни запас времени, ни высота".

Учиться летать Леонид Бородич пришел на "Чайку" в самом начале 1997 года. С апреля начал постоянные тренировки, к осени он уже имел второй спортивный разряд, а в 1998 году получил первый. На различных авиашоу имел право выступать после того, как издали приказ о его допуске к демонстрационным полетам. Такой приказ появился 27 июля 2000 года, подписал его Владимир Грибанов.

АВИАЦИЯ И ГОРОДА НЕСОВМЕСТИМЫ?

...В июне 1998 года в небе города Ческе-Будеевице, в 150 километрах от Праги, столкнулись два истребителя Миг-21. Один упал на жилой массив. Обломки самолета рухнули на автопарковку и затем "подались" к домам. В трех зданиях начался пожар, с которым на протяжении двух часов боролись около 200 полицейских и пожарных. Итог -- шестеро раненых. Второй самолет упал в ненаселенном районе и не причинил вреда. Пилоты обеих машин благополучно катапультировались.

...Год с небольшим спустя в Индии "Боинг-737" авиакомпании "Альянс эйрлайнз" рухнул на жилой квартал города Патна. Тогда, кроме 52 пассажиров и 6 членов экипажа, погибли 4 местных жителя.

...18 июня 2000 года на глазах у 200 тысяч зрителей ежегодного авиашоу на американской военной базе в Пенсильвании потерпел катастрофу многоцелевой истребитель F-14 "Томкэт". Выполняя сложный маневр резкого снижения, а потом резкого набора высоты, самолет рухнул в близлежащий лес. Летчики сознательно не воспользовались катапультой, пытаясь увести падающий истребитель дальше от поселка, расположенного по соседству с авиабазой. На земле никто не пострадал. А тремя месяцами раньше на авиационном празднике в Кингзвилле, штат Техас, разбился истребитель F-16. Выполняя разворот, летчик, очевидно, не справился с управлением, и самолет рухнул на землю, в результате чего пилот погиб мгновенно.

...Авиатрассы рейсовых лайнеров перекроить невозможно. Самолеты над городами будут летать всегда. Но авиационные шоу в густонаселенных городах... Да, это зрелищно. Но 100-процентной безопасности для зрителей и участников здесь, как показали воскресные события, не существует. Может, поэтому чиновники считают эту тему нежелательной для обсуждения? В МинЧС отказались разговаривать с корреспондентом из-за острой нехватки времени, хотя в этом ведомстве есть спецподразделение, которое имеет отношение к подобным экстремальным мероприятиям. В Укравиапроме от комментариев воздерживаются до оглашения выводов следственной комисии. И т. д., и т. п...

"БОРОДИЧ БЫЛ НАСТОЯЩИМ ЛЕТЧИКОМ-СПОРТСМЕНОМ"

-- Леонида Бородича нельзя считать рядовым любителем, -- сказал в интервью корреспонденту "Сегодня" ректор Харьковского университета внутренних дел, народный депутат Украины Александр Бандурка. -- Я много лет знал этого человека и могу утверждать: он был настоящим летчиком-спортсменом. О небе мечтал со школьной скамьи. Хотел пойти в авиаучилище, но сложилось так, что пошел служить в авиацию механиком. Там научился прекрасно разбираться в летной технике. Дальнейшая судьба Леонида Бородича была посвящена милиции, но успешная служебная карьера, научная работа, даже депутатская деятельность не отвлекли его от давнего увлечения. По натуре Леонид Васильевич был достаточно скромным, поэтому только самые близкие друзья и коллеги знали, что первый замминистра внутренних дел мастерски выполняет фигуры высшего пилотажа, является президентом Федерации авиационного спорта, участником многих авиашоу. В предпоследний раз он выполнял показательный полет на празднике Независимости.

-- По ТВ прозвучало, что, кроме основной версии -- ошибки пилота, рассматривается и ряд других. Вплоть до диверсии.

-- Не думаю, что у Леонида Васильевича были враги. Он был очень толерантным, порядочным человеком. Я считаю, что сегодня рано говорить о версиях. Создана оперативно-следственная группа, назначен ряд сложнейших экспертиз. Чтобы прийти к окончательным выводам, необходимо время.

-- Транспортная прокуратура возбудила по факту гибели Леонида Бородича уголовное дело...

-- Это обязательная процедура, предусмотренная законодательством. Любая подобная трагедия должна быть тщательно расследована.