1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (669) за 25.09.2000

"СТОЛБОВОЙ" РЕКЛАМЕ ВОЙНУ ОБЪЯВЛЯЕТ... СПЕЦНАЗ

Уже не первый год столичные остановки транспорта, заборы, двери парадных, столбы электропередач больше похожи на уродливые фигуры из папье-маше. Бесчисленные объявления типа "куплю-продам", "сдам-сниму", "отремонтирую" просто обезображивают город. Оправдывает ли их то, что это -- один из самых действенных способов рекламы? Удобной, но незаконной. Многообещающей, но ничего не гарантирующей.

Еще лет пять-шесть назад размещением подобной рекламы занималась "Киевгорсправка". Возле гастрольных афиш были выделены специальные места для частных объявлений, а по всему городу расставлены небольшие щиты. Объявления тогда печатали на стандартных разноцветных бланках. Каждому типу предложений соответствовал определенный цвет. Цивилизованно, прилично? Несомненно. Но в какой-то момент вся цивилизованность куда-то исчезла. Почему, мы решили поинтересоваться у замдиректора "Киевгорсправки". И получили весьма категоричный ответ:

-- Таких щитов больше никогда не будет. С частными лицами работать нет желания. Все эти объявления как висели, так и будут висеть на столбах и остановках. Почему? Какое вам дело, это внутренние вопросы "Горсправки"!

Как-то не укладывается в голове: во всем мире любая реклама приносит прибыль и государству, и рекламодателю, у нас же от несанкционированных объявлений одни убытки -- убирать этот бумажный мусор приходится организациям, отвечающим за ту или иную остановку, столб, витрину... Для них "куплю-продам" -- настоящее бедствие. В "Киевэлектротрансе", например, нам сообщили, что госгорадминистрация несколько лет назад издала распоряжение о том, что работники электротранспорта должны очищать все остановки от наклеенных объявлений. Для этого пришлось расширить штат и создать спецбригаду из 9 человек. Сдирание "аппликаций" рабочие проводят ежедневно. После таких манипуляций остановки, понятное дело, приобретают еще более неприглядный вид, значит, их приходится красить и ремонтировать. А на это нужны немалые деньги. Но, что самое обидное, усилия борцов с рекламой совершенно бесполезны -- на следующий день объявления снова появляются на тех же "насиженных" местах. То же касается столбов. Их очисткой занимаются (нередко в ущерб основной работе) бригады, отвечающие за техобслуживание контактной сети. Этот каждодневный, а иногда и ночной труд, между прочим, дополнительно не оплачивается.

В Главном управлении контроля за благоустройством города нам показали закон, в котором четко сказано, что размещение внешней рекламы методом раскрашивания или наклеивания на уличном оборудовании (остановках, малых архитектурных формах, столбах освещения, опорах трамвайно-троллейбусного движения), зданиях и сооружениях запрещено.

-- В столице больше восьми тысяч "оклеенных" объектов,-- разводит руками Игорь Щербак, замначальника управления. -- Такая "шаровая" реклама просто захлестнула город. Бороться с ней весьма трудно. Тут замешана и экономическая ситуация, и культура наших граждан. Что делать? Организацию, разместившую свое объявление на столбе, теоретически можно оштрафовать, а вот отдельных граждан -- увы. На сегодняшний день у нас нет рычагов воздействия на нарушителей закона, к каждому столбу или остановке милиционера не приставишь. Проблема эта существует давно, а общегородской программы ее решения нет.

По словам Игоря Щербака, в Киеве сохранилось всего лишь 10 тысяч специальных досок для объявлений граждан -- маловато для почти трехмиллионного города. Кроме того, многие из них стоят в неудобных для людей местах, имеют неказистый вид, требуют ремонта или замены. В свое время были попытки к решению проблемы привлечь даже инвесторов. Разработали специальные застекленные стенды, определили выгодные места их установки. Заплатив определенную сумму денег, и организации, и отдельные граждане могли бы размещать на них объявления, а инвестор гарантировал бы сохранность рекламок и считал денежки. Но -- интереса к этой идее в столице так никто и не проявил. Чего не скажешь о провинциальных городках. Во многих райцентрах подобными объявлениями занимаются частные фирмы, они же пристально следят за незаконным расклеиванием рекламы в городе, устанавливают специальные застекленные и закрытые стенды, которые, судя по тому, что возле них постоянно с интересом толпятся горожане, пользуются популярностью.

Значит, можно решить проблему. Если захотеть. В выигрыше остался бы и город, избавившийся от ненужных "украшений", и горбюджет, получивший пусть небольшой, но, все же источник доходов, и жители столицы -- приятно понимать, что жизнь стала хоть чуточку цивилизованней.