1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (669) за 25.09.2000

"МОГУ БЫТЬ КРАСАВИЦЕЙ, ЕСЛИ ЗАХОЧУ"

Полина Кутепова -- сегодня одна из самых ярких звезд российского театра и кинематографа. Те, кто видел ее в театре или в фильмах Георгия Данелии ("Орел и решка", "Настя") наверняка согласятся с этим утверждением.

Мы встретились на кинофестивале в "Артеке" и в первое мгновение, когда она вошла на залитую ярким солнцем веранду гостиницы, я ее -- рыжую веснушчатую девушку без косметики, похожую на сотни своих ровесниц, -- просто не узнала. "Извините за опоздание", -- застенчиво сказала она и обезоруживающе улыбнулась знакомой улыбкой ее героини из "Насти". Рядом уселась дочь Надя, которая довольно бойко с ходу заявила мне, что фотографироваться она не будет.

"ПОСЛЕДСТВИЯ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ ЗАКОНОМЕРНЫ, КАК У СПОРТСМЕНОВ ТРАВМЫ"

-- Полина, в России, в отличие от Украины, кино снимают, но тоже немного. Есть ли сегодня у молодого актера возможность сделать карьеру?

-- Мне кажется, возможности есть всегда -- даже когда их мало. А коль есть кино -- нужны кумиры, это закон жанра. Что касается меня, то пока, слава Богу, работа есть. Сейчас снимаюсь в первом для себя сериале Юрия Кузьменко "Дальнобойщики". Не люблю сериалы, но сценарий на удивленье мне понравился...

-- О дружном коллективе Театра Петра Фоменко ходят легенды. И тем не менее, не тяжело ли столько лет работать в одном театре?

-- Вы знаете, а у меня ведь и друзья все из этой среды. Потому что все время проводишь в театре и на съемках. Хотя, соглашусь в другом: артисты -- люди с амбициями... Но мы все уже 11 лет работаем вместе и научились многое прощать друг другу.

-- А вы вообще легко прощаете?

-- Смотря что. Все зависит от конкретного случая, но в принципе я -- человек отходчивый.

-- В одном из интервью вы рассказывали о том, что актерам свойственно в реальной жизни повторять слова, жесты своих персонажей. Актерская профессия выхолащивает личность? Ведь на самом деле очень многие актеры просто "доигрывают" что-то в жизни.

-- Я с вами очень согласна и на самом деле боюсь в себе таких проявлений. Но это же последствия профессии, к которым нужно относиться с пониманием. А что делать? Это как у спортсменов травмы.

(В это время щелкаю Надю фотоаппаратом, что немедленно вызывает деловитое громкое гудение, видимо, имитирующее обиду и плач. Вздрагиваю и подавленно лепечу: "Извини, дружок". На Полину это вовсе не призводит удручающее впечатление, она прекращает гудение строгой репликой, указывая на диктофон:"Надя, учти, все сюда записывается". Юная леди тут же отвлекается на проходящего мимо кота).

-- Любите, когда на вас обращают внимание? Жаждете публичной сатисфакции?

-- Нет. Иногда даже хочется, чтобы не заметили. Наверное, я человек скорее честолюбивый, чем тщеславный.

-- Были ли, кроме Петра Фоменко, в вашей жизни режиссеры, которые оказали на вас существенное влияние?

-- Конечно. И Георгий Николаевич Данелия, в частности. Я всегда говорю: мне очень повезло в том смысле, что жизнь подарила такую возможность -- поработать с ним. Для Данелии актеры -- не инструмент, а личности, он снимает актерское кино. Поэтому и на съемках просто царит атмосфера особой человеческой близости.

"СЕСТРЫ-БЛИЗНЕЦЫ -- ЭТО ОСОБОЕ КАЧЕСТВО -- ЕГО НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ СЛОВАМИ"

-- Я тут немного общалась с вашей мамой -- очаровательная женщина. Даже не верится, что у нее три вполне взрослые дочери и внуки.

-- Да, у меня есть две старшие сестры -- Ксения и Злата. С Ксенией мы вместе работаем в театре...



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Уж не знаю, почему Поля сказала о Ксении "старшая" -- на самом деле они сестры-двойняшки. Любовь к сцене им привила старшая сестра Злата, заядлая театралка. Обе сестры учились у Петра Фоменко и считают, что им страшно повезло -- в другиз вузах им объясняли, что две одинаковые актрисы никому не нужны.




-- Правду говорят, что у близнецов есть какая-то особая связь, или это все выдумки?

-- Я бы сказала так: есть сестры, есть подруги, и есть сестры-близнецы. Сестры-близнецы -- это совсем другое качество, его нельзя объяснить словами. Конечно, бывают у нас и трения, но все равно это близость особого рода.

-- Знаю, что вы с Ксенией снялись у Жана Люка Годара. Есть разница в технологиях, в подходе к работе, когда снимаешься там и здесь?

-- Огромная. Там режиссеру возразить невозможно. Кроме того, каждый человек на своем месте выполняет не 100% своих обязанностей, а 200. Думаю, что мы тоже рано или поздно к этому придем.

-- Ваш муж, театральный режиссер Евгений Каменькович -- из очень известной театральной династии. Существует ли у актрис внутренняя установка выходить замуж за режиссеров, что существенно облегчает их жизнь?

-- Насчет установки я как бы и не знаю... Просто мы влюбились и поженились. Профессия, как мне кажется, не имела особого значения. Хотя, за актера, например, я бы никогда не вышла замуж -- они никогда не были героями моего романа. Это очень эгоистичная профессия -- двум актерам трудно уживаться. Но Женя -- режиссер, это другой характер, другое отношение к жизни. Порой удивляюсь, но он умеет делать все или почти все. Много помогает. Благодаря ему и маме я вновь вышла на сцену, когда Наденьке было два месяца. Мы по очереди сидели с ней. Мне удалось даже съездить на фестиваль в Авиньон.

"К СЕБЕ ОТНОШУСЬ ОЧЕНЬ КРИТИЧНО"

-- Для женщин-актрис возрастные проблемы иногда становятся непреодолимым препятствием. Или вы пока не думаете об этом?

-- (Очень живо.) Нет, почему -- думаю! Но меня больше пугают не проблемы внешности -- меня больше пугают проблемы возможностей. Тем более в условиях нашего кинорынка.

-- Приходилось ли вам применять непарламентские приемы, чтобы получить роль? Я не имею в виду постель, но...

-- Да, я понимаю. Но уважаю тех актеров, которые...

-- ...умеют интриговать?

-- Не столько интриговать, сколько предлагать себя. Прийти и сказать: "Я знаю, что могу. Возьмите меня на роль!". Так в свое время к Тарковскому пришел Солоницин.

-- Считаете себя красавицей, как пишут о вас критики и журналисты?

-- Конечно, нет. Я очень критично к себе отношусь.

-- Редко встретишь актрису, которая скептически относится к своей внешности.

-- Переоценивать себя не стоит. Другое дело, что актриса должна знать все про свое лицо и его возможности. Я знаю, что могу быть красавицей, если захочу. Но происходит это не через внешние данные, а через настроение, создание атмосферы.

-- Постоянные разъезды, съемки, гастроли -- все это не способствует нормальным взаимоотношениям с близкими людьми. Все равно так получается, что крадешь себя у мужа, детей, родителей...

-- С мужем мы работаем в одной сфере, тут проблем меньше. Но когда был выпуск последнего спектакля, я почти не видела дочь и должна сказать, что почувствовала как это тяжело. У нас есть своя квартира, но пока мы живем у мамы -- из-за Насти. Они очень привязаны друг к другу.

"Я -- ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И НЕ ГОТОВА НАСТОЛЬКО ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ"

-- Хотели бы иметь 2-3 детей?

-- Очень.

-- И профессия не может этому помешать?

-- Профессия -- нет. Я -- обыкновенный человек и не настолько готова жертвовать собой во имя профессии -- хочу простую человеческую жизнь. Для меня личная история намного важнее. Ведь даже мои человеческие страхи связаны, скажем, с ребенком, с семьей, а не с профессией. Впрочем, я -- настолько фаталистка, что никогда ничего не загадываю наперед.

-- Значит, если завтра вы не сможете сниматься в кино или играть в театре -- это не будет для вас трагедией?

-- Нет, но это будет для меня пограничной ситуацией. Потому что, по большому счету, другой профессии у меня нет и нужно иметь большую силу воли, чтобы взять и все круто изменить.

-- Женщины очень любят ... не столько деньги, сколько возможности, которые они дают.

-- К деньгам отношусь реалистично, но тоже ценю те возможности, которые открывает их наличие. Например, в жизни мало пользуюсь косметикой: любой грим -- это всего лишь маска, но хорошо одеваться люблю. Женщине это всегда придает уверенности.