1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №170 (671) за 27.09.2000

"ГЛАВНОЕ -- ЧТОБЫ, ОЖИДАЯ, ТЫ НЕ СКУРВИЛСЯ..."

28-летний Алексей Макаров -- из известной артистической династии: его мама Любовь Полищук -- звезда российского кино. Как правило, дети знаменитостей несут на себе тяжкий крест родительской славы -- ловят на себе испытывающие взгляды и дергаются от иронического шепотка за спиной. Но Леша, успевший ярко засветиться в двух известных и небесспорных картинах "Ворошиловский стрелок" и "Чек", очень спокойно и органично ощущает себя самим собой -- не больше и не меньше.

На кинофестивале в Артеке он все 10 дней проходил в бессменных шортах и футболках, c удовольствием общался с коллегами и зрителями, не испытывая при этом ни малейшего желания корчить из себя "звездного мальчика".

"МЫ СНИМАЛИ НАРОДНОЕ КИНО. КАК ГОВОРЯТ ТВОИ КРИТИКИ, -- ДЛЯ ПЛЕБЕЕВ"

-- Леша, мы только что перед интервью долго втроем общались с Василием Семеновичем Лановым, который долго внушал окружающим, какая он звезда и какие все журналисты беспринципные сволочи...

-- (Очень добродушно.) А это, по-моему, патологическое изменение в психике идет у человека к старости. Понимаешь, со временем некоторые артисты начинают сцену переносить в жизнь и наоборот. Стираются грани. Человек примеряет на себя какой-то образ, маску, и если ему кажется, что это удачно, что это хиляет и все в восторге, он с ней не может расстаться. Эксплуатирует ее в хвост и гриву, пока это не перерастает в самопародию.

-- Мне очень хочется поговорить о фильме "Ворошиловский стрелок", в котором ты сыграл одну из главных ролей. Многие критики писали, что эта говорухинская картина -- есть ни что иное, как потрафление самым плебейским инстинктам масс, даже провокация в каком-то смысле...

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Чтобы не быть голословной, процитирую только некоторые отзывы из прессы.

"Известия": " По тому, с каким удовольствием сняты сцены выбора оружия, ареста обвиняемых (капитан милиции давит ногами по причинным местам и обещает, что они, интеллигенты херовы, сознаются во всем, даже в убийстве принцессы Дианы)... видно, что Говорухину в сладких снах снятся те счастливые времена, когда дедушки со скрещенными молоточками будут беспрепятственно ходить по чужим яйцам, истреблять всякое непонравившееся начальство и плодотворно ненавидеть соседа за несчастный "жигуль".

"Коммерсант": "Рискуя остатками правдоподобия, авторы фильма озабочены только тем, чтобы преступным бесчинствам сопутствовала полная безнаказанность."

"Аргументы и факты": "Стрелок" -- картина истерическая. Никаким спокойным сознанием силы от нее не веет. Веет обидой, озлобленностью, уязвленностью... Подонки существовали всегда, но никогда еще и никто не додумывался до того, чтобы так обобщенно и плоско изобразить молодую сволочь."

-- Дело в том, что Станислав Сергеевич очень трепетно и болезненно относится к тому, что происходит в стране. И страшно переживает по этому поводу. Когда мы снимали эту картину, то хотели сделать именно народное кино. Как пишут твои критики -- для плебеев.

-- Они, кстати, не мои. Я просто цитирую некоторые отзывы.

-- Ну и Бог с ними, с отзывами. У критиков такая профессия -- они деньги за это получают. Очевидно, все они постоянно смотрят фидьмы Феллини, Антониони, Куросавы, любят неореализм или еще что-нибудь в этом роде... Мы на "великое" не замахивались, а просто сняли фильм про то, как человек прошел войну, голод, страдания -- а ради чего?! Чтобы всю жизнь не получать от этой замечательной страны ничего, кроме пощечин? Его никто не только не хочет защитить, но и не способен просто выслушать. Он никому не нужен. Вдумайся -- ни-ко-му! И тогда деду ничего не остается, как купить винтовку и идти самому наказывать мерзавцев -- обидчиков своей внучки. Не знаю, смог бы я лично так поступить, но для меня эта позиция понятна, и осуждать ее я не могу, потому что не прожил такую жизнь, как герой Михаила Ульянова. А зрители пусть делают выводы сами. Каждый живет как хочет. Если у кого-то действительно хватит злости и стервозности пойти купить винтовку -- что ж, ничего не поделаешь. Реальная жизнь, кстати, полна таких примеров.

"ЕСЛИ РАБОТЫ НЕ БУДЕТ ВООБЩЕ, ПРИДЕТСЯ СОГЛАШАТЬСЯ НА ВСЕ"

-- В "Чеке" и "Стрелке" ты работал с потрясающими актерами -- Николаем Фоменко, Юлией Рутберг, МихаиломУльяновым, Александром Пороховщиковым. Для тебя имеет какое-то значение общение с авторитетами?

-- Для меня это потрясающий момент обучения. И неважно, какого поколения артисты. Все интересно, все пригодится. Поэтому я благодарен судьбе за то, что она меня свела с этими потрясающими людьми. Я многое у них подглядел, многому научился. И не только в профессиональном плане.

-- Пока на все приглашения сниматься отвечаешь согласием?

-- Ну, как сказать... В свое время я много снимался в рекламе. Сейчас особо не распространяюсь об этом, но и не считаю чем-то зазорным или позорным. Ты права, что надо держать планку. Но могу сказать и другое: если вообще никакой работы не будет, придется соглашаться на все. На этом этапе я еще не имею права отказываться от любой работы. В то же время, после "Ворошиловского стрелка" дал себе зарок больше не играть подонков и бандитов, потому что очень легко закрепить за собой амплуа быка и подонка, а потом всю жизнь играть только это. И то, что я сыграл в "Чеке" совсем другую роль, меня, откровенно говоря, очень радует.

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

На кинофестивале в Артеке "Чек" вызвал много споров. Макаров на этот раз действительно играет положительного героя, двадцатилетнего парня, который помогает детям выстоять против зла, насилия, несправедливостей этого мира. Но для этого ... приходится лгать, воровать, убивать. Такая себе романтизация уголовных будней, снятая не без помощи хороших актеров. Концепция картины на фестивале украинскими журналистами была названа "порочной", многие утверждали, что это "вообще не кино". Российская делегация обиделась и напомнила, что "Чек" получил высокую оценку на "Кинотавре". Впрочем, концепция никогда не может быть упреком артисту, который никогда заранее не знает, что "склеит" режиссер.

-- Сегодня многие молодые актеры получили работу и возможность быть предствлеными зрителям только благодаря нарождающейся телесериальной индустрии. Вот и ты, насколько я знаю, сейчас начинаешь сниматься в очередном сериале НТВ?

-- Да, это будет главная роль в одной из серий. История страстной, преданной любви, когда человек готов из-за своего чувства пойти на убийство. Вообще, я думаю, что наивысшее счастье для актера не быть вечно в одном амплуа -- какого-нибуть бритоголового быка или Шварценеггера, а сыграть по возможности всех -- героев, любовников, подлецов, женщин, бабу Ягу, наконец!... Я обожаю характерные роли. Очень интересно играть на сцене сумасшедших или пьяных... Но, повторяю, боюсь застрять навеки в одном образе.

-- Знаешь, ведь и в реальной жизни люди-- в силу характера, темперамента, воспитания-- тоже, в основном, распределены по амплуа. К какому амплуа ты бы себя причислил?

-- В жизни я стараюсь быть сам собой -- Алексеем Макаровым. Если я вечером в театре играю типа, который насилует девушку, это вовсе не означает, что я выхожу со сцены на улицу хотя бы с легкими остатками агрессивности, которой предостаточно в данной драматургии. В последнее время, как мне кажется, стал спокойней и мудрее. Один старый актер мне как-то очень правильно заметил: "Темперамент свой нужно показывать на сцене -- там все доказывай, а в жизни желательно вести себя потише...".

-- А ты вспыльчивый человек?

-- Да. При этом обидчивый, ранимый, мнительный. Это очень мешает, не говоря уже о том, что подчас со стороны выглядит достаточно смешно. Настоящий мужчина должен скрывать от других такие качества в себе, что и стараюсь делать по мере сил.

"Я ХОТЕЛ БЫ ЧЕГО-ТО ДОБИТЬСЯ, ХОТЬ КАК-ТО "ПОКОРЯБАТЬ" ЗЕМНУЮ КОРУ"

-- Многое поменялось в твоей жизни после того, как пришла известность?

-- Это две абсолютно разные жизни -- до и после съемок в кино. Я восемь лет проработал в Театре им. Моссовета, и это был круг очень приятных мне людей. Но театр -- это замкнутое пространство, поэтому я ушел и за год-полтора перезнакомился с массой интересных личностей. Считаю, что это общение пошло мне на пользу... Очень хочется самореализоваться, хоть как-то покорябать земную кору в этом отношении. Потому что если ты этого не хочешь -- значит, ты занялся не той работой.

-- А как вписывается зависимость актерской профессии в твою концепцию настоящего мужчины?

-- Да, актерство -- женская профессия, и это надо понимать. Надо выглядеть, надо улыбаться. И еще уметь ждать. Иногда бесконечно долго... Но главное, чтобы во время этого ожидания не скурвиться, остаться человеком.. Мечты, если ты очень хочешь и делаешь что-то для этого, сбываются. Знаю это точно.

АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

О себе он рассказывает как-то по-детски застенчиво: родился в Омске. Родители, бабушки, дедушки -- потомственные омичи. Когда Леше было 5 лет, семья переехала в Москву. Закончил ГИТИС, женился. Но с семьей не сложилось: "На данный момент нахожусь в состоянии развода..." И после паузы, с тяжелым вздохом: "... о чем очень сожалею."

-- Зачем же разводился?

-- Так повернулось -- ничего не поделаешь... Детей у меня нет. Собака живет с женой.

-- Навещаете?

-- Навещаю. Гладкошерстная рыжая такса -- любимая моя девочка. Так что работаю и жду...