1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (674) за 30.09.2000

"ГОРБАТОМУ" СТУКНУЛ СОРОКОВНИК

1 октября 1960 года с конвейера завода "Коммунар", до того специализировавшегося на жатках и сеялках, сошел первый "Запорожец", похожий на большую "божью коровку" на колесах. Так начиналась история современного "АвтоЗАЗ-ДЭУ"....

Его "изобретали" полтора года, подчиняясь судьбоносному правительственному вердикту 1958 года о создании собственной "малолитражки". Прототипом послужил итальянский "Фиат-600". По замыслу государственных мужей, предпочитавших начальственную "Волгу", "народный" автомобиль должен был быть доступным рядовым гражданам. Хрущев потребовал, чтобы машина, наличие которой в каждой семье свидетельствовало бы о росте благосостояния советского народа, стоила не дороже 20 тысяч (или 2 тысяч "новых") рублей. И действительно, первоначально цена "горбатого" была всего 1900 советских рубликов. Тем не менее со временем популярность дешевой, хоть и далеко не идеальной по качеству "тачки", достигла 3 тысяч рублей. За шесть лет было выпущено 300 тысяч автомобилей, имелся даже экспортный вариант -- "Ялта". Однако достаточно скоро эта модель себя изжила, и завод освоил новые "ЗАЗы". Был момент, когда правнуки "горбатого" даже попали в разряд дефицита, и приобрести авто можно было только по блату. А некоторые граждане и сегодня считают, что для перевозки мешков с картошкой с огорода нет машины лучше старого "Запорожца".

...Первое, что бросается в глаза в облике "горбатого", -- это его добродушная "мордашка". Еще при жизни он стал всеобщим любимцем, а значит, по нашей доброй традиции, -- героем анекдотов. После "кончины" (прекращения производства) о нем начали слагать гимны: "Хто сказав на нас "горбаті", той ще не вмивався. Як виходимо на трасу -- Мерседес сховався". Эти лихие слова сотворены специально для львовского клуба "ЗАЗ-Козак", объединяющего почитателей легендарной 965-й модели. Юркий советский "жучок" как будто специально создан для узких улочек западной столицы. В последние годы ни один День Львова не обходится без ралли любимцев. Существует местная легенда, что на одном из праздников яркая и немного диковатая колонна "горбунов", побывавших в руках тюнинговых спецов из "ЗАЗ-Козак", повергла в немой шок высокого гостя -- Леонида Кучму. После этого галичане решили сделать "Запорожец" изюминкой во львовском туристическом пироге.

Но запорожский первенец ценим не только во Львове. Александр Лобок, продавец игрушек из магазина "Сказка" -- один из тех киевлян, кто навек поклялся не изменять "жужику". В свое время он выложил за потрепанный, но вполне живой "Запорожец" 300 советских рублей. Причем в стоимость покупки входили запасной движок, комплект стекол и множество разной полезной мелочевки. До недавних пор каждые выходные он выруливал на трассу, чтобы добраться на верной "лошадке" до дачи, расположенной в 100 км от Киева. Но, увы, даже самая безотказная техника рано или поздно выходит из строя: прогнило днище... За ремонт затребовали $300. Это значит, что старый друг обречен, ведь за такую сумму можно купить более-или менее исправный "Москвич" или даже древние, но не утратившие способность к передвижению "Жигули". Но Александр Владимирович на авторынок не торопится: "Подкоплю денег -- и куплю у хорошего хозяина исправного "горбатого". Ни о чем другом и думать не желаю!"