1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №174 (675) за 02.10.2000

МЕНЯ ТЕРЗАЮТ СМУТНЫЕ СОМНЕНЬЯ...

Каждое нововведение, особенно в таком деликатном деле, как страхование автомобилей, вызывает массу вопросов. На них попытался ответить президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Николай Лутак.

-- Сколько всего в Украине владельцев транспортных средств и сколько из них заключили договор о страховании гражданской ответственности?

-- Из зарегистрированных примерно 10 млн. владельцев "охвачены" на сегодня порядка 10%.
-- Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия и его местонахождение установить не удалось?

-- В этом случае МТСБУ возмещает потерпевшему только ущерб, нанесенный его жизни и здоровью.

-- Чем гарантируется выплата страховки в случае банкротства либо "исчезновения" страховой компании?

-- В соответствии с Постановлением КМ №1175, заключать договор может компания--член МТСБУ, имеющая представительства во всех областях Украины и АР Крым и обладающая минимум двухлетним опытом работы на рынке автострахования. В случае банкротства страховщика (а после "исчезнования" фирма также может быть признана банкротом) МТСБУ выплачивает из централизованного фонда защиты потерпевших, в который компании отчисляют 10% поступивших по договорам платежей, только сумму ущерба, причиненного жизни и здоровью пострадавшего.

-- Что необходимо при смене владельца транспортного средства?

-- Переоформить без дополнительной оплаты страховой полис на его имя.

-- Как быть, если одна из сторон не согласна с результатами экспертизы, определившей размер ущерба?

-- Если экспертиза проведена субъектом, имеющим лицензию на судебно-экспертную деятельность, и за нее заплатила страховая компания, все повторные экспертизы проводятся за счет их инициатора. Стоимость экспертизы в большинстве случаев -- от 200 до 450 грн.

-- Если автомобиль, жизнь или здоровье потерпевшего были застрахованы дополнительно, сможет ли он получить страховку?

-- Только в случае, если материальный ущерб превысит максимальную сумму выплаты по страхованию гражданской ответственности. Что касается жизни и здоровья -- здесь никаких ограничений нет.

-- Уже ходят разговоры, что особо предприимчивые либо доведенные нищетой до отчаянья граждане начнут "подставляться" под удар либо прыгать под колеса, надеясь получить страховку...

-- Страховые компании в сомнительных случаях вправе дополнительно расследовать обстоятельства ДТП. Если будет установлено, что оно случилось вследствие умышленных действий либо грубой неосторожности пострадавшего (например, при переходе улицы в неустановленном месте. -- Авт.) страховка выплачена не будет. Уверяю вас: мы сможем установить истину.

И все же сомнения не оставляли автора. Даже если все автовладельцы купят полисы (а средняя сумма страхового взноса колеблется в районе 100 грн.), соберется 1 млрд. грн. По статистике, за минувший год в ДТП погибли 5 тыс. чел., 20 тыс. получили травмы, повреждено около 150 тыс. авто. Если эти печальные цифры не уменьшатся, после несложных подсчетов имеем максимально возможную сумму выплат в 3,8 млрд. грн. Из них 2,8 млрд. можно сразу списать: взять их будет негде. Вычтя еще 100 млн. на человеческие жертвы -- хотя среди погибших и травмированных есть, конечно, и виновники ДТП, коим страховка по этому полису не положена -- получим в среднем на один побитый автомобиль 6000 грн. выплат. Вывод: на полис надейся, а правила движения соблюдай.