1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (677) за 04.10.2000

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДАРМА СЕЛ СЛЕВА

Дело о ДТП обычно занимает от силы один-два тома. Это заняло 18 томов. Известный эксперт-трассолог Бергер, принимавший участие в этом деле, сказал, что за всю свою громадную практику не видел ничего подобного.

АВАРИЯ

Летом 1983 года в районе Бобруйска проходила пионерская игра "Зарница". Тогда военно-патриотическому воспитанию уделялось большое внимание, и военным руководителем игры назначили заместителя командующего армией, дислоцированной в тех местах, Григория Гусева.

С 18 часов 4 июня до утра 5 июня Гусев крепко пил, а около 7 часов утра сел в УАЗик с капитаном милиции Пугачевым. На улице Рогачевской УАЗ съехал вправо на обочину и ударился о деревья -- сначала правой, затем левой стороной. Капитан Пугачев, не приходя в сознание, скончался.

Дед Добрицкий, выезжая на телеге со своего двора, увидел несущийся УАЗ и рядом с водителем человека в милицейской форме. Раздался удар, машина оказалась в кювете. Из нее, показал Добрицкий, вышел мужчина в спортивном костюме, обогнул разбитый автомобиль спереди, открыл правую переднюю дверку, вытащил милиционера и положил его на землю. Добрицкий подошел было поближе, но мужчина велел ему не приближаться. Старик сел в телегу и уехал.

Свидетель Бабурин, стоя у забора, тоже услышал удар, но за деревьями ничего не увидел. Подбежал поближе. На земле, справа от машины, лежал милиционер, рядом стоял мужчина в спортивном костюме.

Свидетель Бледько, вызвавший "скорую", видел то же: Пугачев лежал справа.

Фельдшер Окрут, прибывшая на место аварии, видела Пугачева, лежащего у заднего колеса. Справа.

КТО ЖЕ СИДЕЛ СЛЕВА?

Гусев показал, что в момент аварии спал на заднем сиденье, а за рулем сидел Пугачев. Проснулся Гусев от удара. Как оказался сидящим на земле справа от автомобиля, не помнит. Впереди в 3--5 метрах лежал Пугачев. Слева. Поскольку был за рулем. Гусев перетащил его ближе к машине и положил у заднего колеса. Справа.

Сотрудник ГАИ Гоменюк пьяному Гусеву не поверил. Задняя дверца УАЗа не открывалась. Заднее кресло, придавленное сверху дугами тента, было наклонено вперед и касалось передних кресел. Как мог Гусев, спавший на заднем сиденье, выбраться наружу?

Следствие пришло к выводу, что за рулем сидел Гусев. Тот настаивал, что следствие велось с обвинительным уклоном и объяснил, почему. Пугачев был сотрудником милиции. Если авария произошла по его вине, семья лишалась материальнй помощи. Милиция надавила на свидетелей, и те дали ложные показания.

Добрицкий, как утверждал Гусев, вообще не был на месте происшествия. Другие не видели, кто где сидел. Повреждения на правом рукаве рубашки Пугачева появились позже. Вмятины на панели УАЗа слева, там, где сидел водитель, появились при разборке автомашины, а вовсе не от удара о колени Пугачева.

Экспертиза сопоставила телесные повреждения на трупе Пугачева и повреждения в салоне машины, но так и не смогла определить, кто был за рулем, а кто пассажиром.

Новая экспертиза, произведя те же действия, пришла к выводу, что за рулем сидел капитан Пугачев. У Гусева отлегло от сердца, но дело пошло на дополнительное расследование. Оно доследовалось трижды, прекращалось, снова возбуждалось, и так прошли три года.

СУД

В январе 1986 г. дело по обвинению Гусева поступило в военный трибунал Киевского военного округа. Дело рассматривала судебная коллегия под председательством подполковника юстиции Юрия Василенко. Гусев находился на свободе, и несколько генералов настойчиво давали понять судье, что нельзя больше терзать человека, которого готовят к генеральской должности и к службе за границей.

К тому времени провели уже четыре экспертизы, но все они так и не пришли к единому выводу. Переломы грудины и ребер на теле Пугачева, утверждал один эксперт, могли произойти от удара о руль. Слева. Но могли произойти и от удара о панель. Справа. Ссадины справа на груди, животе и кровоизлияние в правую почку означали, что "вероятнее всего" Пугачев сидел справа. Но другие эксперты полагали, что он сидел слева, то есть, за рулем, поскольку и на левой стороне тела имелись ссадины.

Три свидетеля аварии к тому времени умерли.

Судья Василенко назначил пятую экспертизу. Вряд ли когда-либо ДТП изучалось таким составом специалистов. По требованию судьи Василенко в экспертизе приняли участие 18 экспертов - медики, физики, химики, трассологи, биологи и товароведы.

И ВСЕ-ТАКИ СЛЕВА

Эксперт Феликс Кривко эксгумировал останки Пугачева и через три года после смерти, по костям неопровержимо установил, что переломы грудины и ребер "образовались от воздействия удлиненного тупого предмета, длинник которого располагался поперечно. Такими свойствами обладает не рулевое колесо, а ручка, расположенная на передней панели напротив места пассажира". То есть, справа.

Ссадины на коленях образовались от удара о правую часть панели. Травма головы -- от удара о правую боковую стойку "в результате резкого отбрасывания тела на сиденье с резким запрокидыванием головы назад и несколько вправо". В этот же момент, установили эксперты, произошел удар правой боковой поверхностью живота о выступающие детали правой передней дверки..."

Физики изучили сохранившуюся рубашку Пугачева и с помощью сложнейших исследований нашли на ней металлизированные следы ручки от правой дверцы.

Химики с той же тщательностью изучали одежду Гусева и Пугачева и на брюках Гусева нашли следы от декоративной ленты, оторвавшейся в машине слева от водителя.

Вмятины от колен водителя на панели слева не совпали с коленями специально подобранного человека одного роста с покойным Пугачевым. Гусева, который был выше Пугачева, тоже посадили в сохранившуюся кабину машины, и его колени в точности совпали с вмятинами от колен того, кто сидел за рулем. Слева.

В результате все эксперты пришли к единому мнению, что слева, за рулем, сидел именно Гусев, и никак не Пугачев. Никто из участников предыдущих экспертиз не усомнился в этом выводе.

Бывший заместитель командующего получил пять лет, и Верховный Суд СССР оставил приговор судьи Василенко без изменений.