1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (677) за 04.10.2000

"ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ СИДЯТ ЗАДНИЦЕЙ НА МОЕМ ПИРОГЕ"

Сергей Соловьев -- фигура культовая не только для постсоветского кино, но и для нашей культуры в целом: каждый фильм ("Сто дней после детства", "Спасатель", "Наследница по прямой", "Асса", "Черная роза -- эмблема печали, красная роза -- эмблема любви" и др.) этого 46-летнего режиссера был целым событием в культурной жизни страны. Многие искусствоведы не без основания считают, что именно Сергей Александрович первым привнес в советское кино клиповую эстетику.

"ЭТО ОЗНАЧАЕТ СМЕРТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА"


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Начинал карьеру в 60-е годы на Ленинградском ТВ. В 1970 году, по окончании ВГИКа (мастерская М.Ромма и А.Столпера) дебютировал экранизацией чеховских рассказов "От нечего делать" и "Предложение". Настоящая известность пришла в 1975 году после картины "Сто дней после детства", которая получила премию на Международном кинофестивале в Западном Берлине. Несколько лет возглавлял Союз кинематографистов РФ, ныне -- "Мосфильм".


-- Сергей Александрович, знаю, что сегодня вас чрезвычайно интересует телевидение как возможный плацдарм для ваших новых проектов.

-- Зрители не ходят в кинотеатры. Кино, особенно документальное, сегодня предпочитают смотреть на малом экране. Что касается документального, то не только сегодня, но и всегда. За всю историю советского кино зрители пошли в кинотеатры только на две документальные картины -- "Обыкновенный фашизм" Ромма и "Так жить нельзя" Говорухина.

Взаимоотношения кино и телевидения много лет складывались болезненно. Телевизионщики, скажем, предлагали национализировать весь Госфильмофонд. Но ведь существует авторское право, и именно оно позволило в годы тяжелейшего кризиса сохранить художественную кинематографию. "Мосфильм", например, выжил эти годы за счет того, что было создано предшественниками, не взяв ни копейки у государства.

В то же время мы понимаем, что 80% телевизионного времени на любом телеканале составляет кинопоказ. Поэтому до телевизионщиков, наконец, дошло: надо снимать собственное кино. Ведь даже в Америке, при их мощнейшей голливудской киноиндустрии, телевидение тоже занимается кинопроизводством. Это очень разумно -- не жить по принципу "отдай", а создать свое.

-- Совместное кинопроизводство, новейшие технологии достаточно быстро стирают грань между кино и телевидением.

-- Безусловно. Подрастает поколение, которое с 3--5 лет сидит за компьютером, у этих детей аудиовизуальное познание и восприятие мира. А у нас знаете над чем работают научно-исследовательские институты? Я тут недавно видел бумагу, что один из таких институтов полон энтузиазма "к 2004 году сделать микрофон не хуже, чем у Филипс". Кому это нужно, я вас спрашиваю?! В 2004 году, наверное, и микрофонов-то не будет. А тут целая контора, выпучив глаза, с государственной осененностью во лбу, "работает над темой".

Американцы уже имеют всемирную систему проката. И 25% от прибылей идет у них на развитие кино. Для нас тут существует огромная проблема: в стране уже строится сеть новых кинотеатров, где демонстрируются преимущественно американские фильмы. Если мы не поменяем законодательство на государственном уровне -- то это будет означать смерть национального кинематографа.

"БОЛЬШЕГО СЖИГАНИЯ БАБОК Я В ЖИЗНИ НЕ ВИДЕЛ!"

-- Вам нравится то, что происходит сегодня на российском ТВ?

-- Конечно, не все! Вспомните празднование юбилея Пушкина. Только что милиционерам в Москве бакенбарды не наклеили, а так все было. Большего сжигания бабок в честь великого поэта я в жизни не видел. Чего горит? Юбилей Пушкина! А в итоге? Дым, смрад, чад и грязные физиономии. Но был и прекрасный, тонкий фильм Лени Парфенова...

Мы задумали на телевидении делать проект с Никитой Михалковым -- об истории русской культуры. Архивных материалов больше, чем достаточно. Кроме того, культура -- это все, что оставила Россия человечеству в ХХ веке. Но проект пробить так и не удалось -- нет денег. Никому это не надо, потому что телевидение сегодня -- это царство дешевых говорящих голов.

-- Герои ваших картин эпохи перестройки (и в "Ассе", и в "Черной розе") -- это такие маргинальные персонажи, что, наверное, естественно -- времена были маргинальные. Сегодня все наоборот. Изменилось ли ваше отношение к вопросу "о чем нужно и должно снимать"?

-- Лично я никому ничего не должен. Поэтому, всегда снимаю те картины, которые мне хочется снимать. Если я буду в этом достаточно искренен, то, возможно, это будет интересно еще кому-то.

-- Подходят к концу съемки вашего нового фильма "Нежный возраст". О чем он будет?

-- Это фильм-роман, который охватывает большой период жизни молодого человека -- от 5 до 25 лет. Это история, которую мне рассказал мой сын Митя. До этого я был убежден, что знаю какой жизнью он живет -- оказалось, что вообще ничего не знал.

Мы вместе с ним написали сценарий -- историю поколения, которое пришло в школу октябрятами, потом в 3 классе им повязали галстуки, в 6-м сказали: "Что это за тряпки на вас висят?" А в 7 классе они уже вошли в рыночную экономику, меняя в школьном сортире жвачку на презервативы. И это же поколение первым расплатилось в первой чеченской войне. Но картина не про то, какие они несчастные, и какие мы, родители, мерзавцы. Картина о том, как, наплевав на все, это поколение выживало и отстаивало в себе людей в одиночку -- без нас.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
В картине "Нежный возраст" снялся сам Митя. Вообще Соловьеву свойственно снимать в своих картинах родственников. Вторая жена Соловьева Татьяна Друбич (сейчас они разведены, но творческое содружество продолжается) как-то сказала: "Сережа не скрывает, что привязан к близким людям и хочет с ними работать". Точно так же и общая с Друбич дочь Анна снималась в картинах "Черная роза" и "Под звездным небом".


"Я ВСЮ ЖИЗНЬ ВЫСЛУШИВАЮ СПЛЕТНИ О ТОМ, КАК МЫ С МИХАЛКОВЫМ ДРУГ ДРУГА НЕНАВИДИМ"

-- Сегодня какая-то женщина в достаточно истеричной форме сказала вам, что вы напрямую причастны к гибели российского кино, припомнив ваши выступления на V съезде кинематографистов и вашу деятельность как главы Союза. Вам часто теперь приходится слышать такие упреки?

-- Отношусь к этому спокойно. Вокруг много психически неуравновешенных людей. И если ты ведешь публичную жизнь, то должен к их существованию относиться терпимо. Что поделаешь, приходится встречаться с сумасшедшими. Или придуриваться, что ты тоже сумасшедший, отвечая на их вопросы.

-- И тем не менее, вы не жалеете ни об одном слове, сказанном тогда на этом съезде?


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Тогда Сергей Соловьев, выступая перед коллегами по цеху, усомнился в ценности творчества Сергея Бондарчука, что вызвало гневную отповедь Никиты Михалкова, вступившегося за мэтра. Говорят, что именно эти события послужили причиной многолетней размолвки между Соловьевым и Михалковым. Но несколько лет назад примирение состоялось. Более того, сегодня Никита Сергеевич продюсирует "Нежный возраст".


-- Я тогда ничего такого не сказал, чего сегодня следовало бы стыдиться. Тогда мне просто не дали выступить, моя речь осталась только в стенограмме. Я в ней, между прочим, в конце концов, собирался защитить и Ермаша, и Бондарчука. Но я был против того, чтобы изменения в кинематографе носили характер шутейной революции.

...А Бондарчук для меня как был одним из лучших режиссеров мира, так и остался им.

-- Много говорили и писали о вашем конфликте с Михалковым. В жизни вы конфликтный человек?

-- Абсолютно нет. Это от характера ведь зависит. Вот Андрею Арсентьевичу Тарковскому, когда он выходил на съемочную площадку, нужно было обязательно с кем-то поругаться. Это его восстанавливало в форме. У меня все наоборот. Если я с кем-то поругался -- мне дальше неохота работать. Начинаю размышлять -- прав--не прав, зачем я это сделал?

А с Михалковым нам, конечно, лучше было жить в разные эпохи. Но поскольку мы попали в одну, то с 68-го года мы сохраняям нормальные отношения, выслушивая при этом массу фантастических сплетен о том, как мы друг друга ненавидим и подсыпаем друг другу яду в вино, которое вместе пьем. Между прочим, будучи продюсером моей последней картины, он нашел деньги в очень короткий срок: вечером почитал сценарий, а утром деньги были уже у меня. Так что наши отношения ничем не могут порадовать тех, кто ждет скандала.

-- Деньги -- основной вопрос развития кино на нынешнем этапе?

-- По крайней мере, один из основных. Кино -- дорогостоящее производство. Я полностью закончил подготовительные работы по "Анне Карениной" -- 3 серии для кино и 6 -- для телевидения. По мировым стандартам для постановки нужны были смешные деньги -- 5 миллионов долларов. Но их нет. Точно так же мы сняли сегодня только треть фильма "Полина Виардо" и картина остановилась -- в этом случае надо было три миллиона. Вот вы недавно говорили о стремлении нашей интеллигенции "искать дружбы" с политиками и бизнесменами. А я их понимаю. Если бы у меня сегодня была возможность пролезть в какой-нибудь кабинет, где делят деньги, и сказать: "Ребята, хотите я вам станцую чечетку, а вы мне дайте 5 миллионов", -- я бы это сделал. Потому что чихать мне на чечетку, зато в ближайшие 5 лет я мог бы заниматься любимым делом.

-- Считается, что такая позиция расшатывает, разрушает художника изнутри...

-- А у вас есть другой вариант? Чтобы не "расшатывало"? Каждый сам выбирает, чем расплачиваться. А вообще я вам скажу вот что: как были в советские времена люди, которые сидели на "пироге" задницей, так они и сейчас сидят. Но сейчас они сидят СВОЕЙ задницей на МОЕМ пироге с дико-значительным выражением лица -- как-будто этот пирог их. Нефть -- "наша", и моя в том числе, потому что я, мой отец, дед и прадед родились в этой стране, а они делают такое лицо, как-будто она вытекает из их личной задницы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

-- Вы прожили на этом свете уже немало. Скажите, жизнь в России -- это благо или наказание?

-- В некоторых вещах нет выбора -- нельзя выбрать родителей, родину и время, в котором ты хотел бы жить.