1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №177 (678) за 05.10.2000

В КИЕВСКОМ МЕТРО ПОЯВЯТСЯ… ПРОСПЕКТЫ

Меньше двух лет назад киевлян порадовали новой станцией -- "Лукьяновской", в этом году -- "Дорогожичами", а чего ожидать в ближайшем будущем? Первые в списке -- станции метро "Проспект Победы" и "Проспект Палладина". Их метростроевцы планировали открыть в 2002 году, но, кажется, решили ускорить темпы и обещают сделать это уже к концу следующего.

На Окружной дороге огромная пробка, машины проезжают вдоль разрытых котлованов, возле которых кипит работа. По словам Владимира Пальчика, заместителя главного инженера "Киевметростроя", "черновой" вариант "Проспекта Палладина" уже готов, сейчас сооружаются подземные переходы и перегонные тоннели. А вот станцию "Проспект Победы", с выходом напротив кинотеатра "Экран", начали строить меньше недели назад. С ней придется повозиться:

-- Трудней всего проложить тоннели до станции "Святошино". На этом участке много коммуникаций -- газо- и водопровод, теплосеть, к тому же -- водонасыщенные грунты, -- рассказывает Владимир Николаевич. -- Устранение "плавунов" замедляет темпы строительства. Чтобы ускорить прорытие тоннелей, нужен так называемый горнопроходческий щит, который будет сдерживать "плавуны" от прорыва на поверхность. Правда, стоит он от 3 до 5 миллионов долларов, в мире таких не больше десяти. Впрочем, нам бы и "бэушный" щит подошел, сейчас специалисты как раз изучают один такой в Сингапуре. Если его состояние нормальное, то город закупит аппарат, значит, к концу следующего года будем праздновать открытие новой станции. Задача упрощается тем, что станции "Проспект Палладина" и "Проспект Победы", в отличие от предшественников, будут неглубокими -- до 15 метров. Кстати, их названия могут измениться, эти -- пока лишь рабочие варианты, предложенные "Киевпроектом".

...От предложения спуститься в один из строящихся тоннелей я, конечно же, не отказался. Надев новенькие спецовки и каски, мы с горным мастером Робертом Ряряевым отправились под землю. Как оказалось, здесь уже проложены рельсы, правда, только для вагонеток, вывозящих глину из забоя. Пройдя несколько десятков метров, остановились посреди громадного тоннеля, от его свода до поверхности земли, заметил Роберт Павлович, около 8 метров. Раньше здесь все было затоплено грунтовыми водами, теперь сухо.

Над нами -- Окружная дорога, а сам тоннель прорывается в сторону будущей станции "Проспект Победы". К сегодняшнему дню пройдено 263 метра, осталось более 700.

-- За день мы проходим всего лишь метра два, -- объяснил Роберт Павлович, который, кстати, строит метро уже 45 лет, а начинал еще с "Вокзальной" и "Политехнической".

Вскоре мы добрались до забоя. Из-за грохота отбойных молотков и погрузочного ковша ничего не слышно. Несколько человек работают под самым сводом тоннеля -- срезают пласты глины. Воду откачивает на поверхность специальная машина. На электропоезде, вывозящем глину из забоя, мы подъехали к выходу и выбрались по лестнице из котлована. Экскурсия была короткой -- негоже людей отвлекать от работы. Поэтому я задал последний вопрос -- что интересного там, под землей, находят метростроевцы?

-- Когда строилась станция "Дорогожичи", бабушки нам покоя не давали -- все просили поднять с глубины хоть пару кило синенькой глины, которая якобы лечит ревматизм и все такое, -- смеется Роберт Павлович. -- Хотя глина эта и не синяя вовсе, а зеленая. Называется спондиловой и ей миллионы лет. Поначалу глиной засыпали яры на Чоколовке и в других районах города, а потом начали использовать как сырье на кирпичных заводах. Что находим? В 70-х, когда строили станцию метро "Майдан Незалежности", я отбойным молотком "выудил" из той самой глины огромную рыбину. Отнес в школу, где учились мои дети, в зоологический класс. На том же Майдане нашли бронзовую закладную доску памятника Столыпину -- отдали в Исторический музей. Часто попадаются кости доисторических животных. Недавно здесь же, в забое на проспекте Палладина, нашли позвонок. Приезжали археологи, говорили, что кость очень древняя, возможно, мамонта...