1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (679) за 06.10.2000

ДОЛЖНО БЫТЬ, МУЗЫКА НАВЕЯЛА...

Мало кто из телезрителей знает, что в законе о СМИ есть статья, запрещающая скрытую рекламу.

Вообще говоря, мало кто знает, что это такое. Одно время, на Западе много писали о так называемом 25-м кадре -- вставках, которые невозможно в "телекартинке" различить "на глаз", без специальных приборов.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
В начале 50-х американец Джеймс М. Вайкери заявил, что провел эксперимент в одном из нью-йоркских кинотеатров -- вклеил в пленку с кинофильмом две вставки, каждая из которых занимала один кадр. Первая вставка гласила "Пейте кока-колу", вторая -- "ешьте поп-корн". американец утверждал, что после сеансов продажи кока-колы возросли на 18%, поп-корна -- на 57,7%. Эксперимент проводился почти над 17 тысячами зрителей.Но Федеральная комиссия, решавшая, дать Вайкери патент на открытие или нет, признала технологию фикцией.


Так есть или нет 25-й -- может спросить читатель? И сколько должна длиться вставка, чтобы человек "осознал" информацию? Конечно, название условно. Дело в том, что нормальное восприятие зрителя предполагает 24 кадра в секунду. Если увеличить скорость, то передаваемая в четырех дополнительных кадрах информация усваивается человеком на уровне подсознания -- помимо его воли. И со временем превращается в сознательную установку. Если довести длительность вставки до 7 кадров -- информацию можно прочесть.

Сразу следует сказать, что в России наличие специальных видеовставок и двойной звукозаписи запрещены "Статьей 4 закона "О СМИ", статьей 10 закона "О рекламе". В них ясно сформулировано что такое скрытая реклама: "Скрытая реклама -- реклама, которая оказывает не осознаваемое воздействие на потребителя, в т.ч. путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи"

"СИДИ И СМОТРИ АТН"

Самое страшное в использовании эффекта 25-го кадра -- влияние информации, размещенной в нем, на подсознание. Подобное влияние подтверждено серьезными исследованиями экспертов Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания (ВНИИТР). Этой же проблемой занимается наш Институт стратегических исследований, в котором имеется отдел по защите информационного пространства Украины.

Совсем недавно (впервые за 8 лет!) зафиксировано использование эффекта 25-го кадра на российском телеканале. В мае нынешнего года при трансляции программ телекомпании АТН (г. Екатеринбург) были использованы однокадровые вставки "не имеющие непосредственного визуального восприятия со стороны зрителей", с текстом "сиди смотри только АТН". Обо всем этом сказано в приказе Министерства печати, которое приняло решение приостановить Лицензию АТН на два месяца.

А на последнем телекинофоруме в Ялте я познакомилась с коммерческим директором АТН Михаилом Нелюбиным, который охотно рассказал "как все было"

МИХАИЛ НЕЛЮБИН, коммерческий директор АТН, г.Екатеринбург:

-- У нас проходила акция, связанная с промоушном канала. И наш главный режиссер господин Василенко решил вмонтировать в ролик эту фразу -- переусердствовал... Это не совсем 25-й кадр как таковой: там 60 секунд хронометраж ролика, на которые приходится 10 таких вставок. Это не один кадр, а 4 -- то есть вклейка состоит из 4 планов -- потому что в один кадр эта надпись не влезла бы. На самом деле такие вещи используют многие телекомпании, в частности "Фешн-ТВ", который мы ретранслируем. Или возьмите программы MTV и Муз-ТВ -- там все мигает, мерцает и это тоже небезопасно для здоровья, если частота мигания превышает 10-12 герц.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Читатели наверняка помнят случай, произошедший несколько лет назад в Японии, после которого появился термин "эффект Покемона". По телевидению был показан мультфильм "Покемон", созданный на основе компьютерной игры. В нем мигали красные и синие цвета. После телепросмотра 658 человек попали в больницу с эпилептическими приступами. Оказалось, что частота этих миганий в мультфильме превышала 12 герц.


-- Миша, но сама фраза "сиди и смотри" видна зрителю?

-- Поначалу -- нет, хотя какое-то мелькание можно заметить... Если присмотреться... Если знаешь.

-- А ваши юристы знали о существовании 4-й и 10-й статьи в российском законодательстве?

-- Знали. Все наказаны. А знаете как все это стало известно? На АТН работал человек по фамилии Глазман, делал программу "Абзац", но покинул компанию. Про вклейку он узнал совершенно случайно. У нас есть в центре города бар, где тусуются журналисты. Там он услышал об этом, записал все с эфира, и лично сам настучал -- принес кассету в антимонопольный комитет.

"А ЕСТЬ ЛИ "МАЛЬЧИК"?"

Итак, прецедент существует. Прецедент, связанный с насилием над зрителями. Возможно ли это в украинском эфире?

НИКОЛАЙ КНЯЖИЦКИЙ, член Нацсовета Украины по телерадиовещанию:

-- Утверждение, что существование 25-го кадра доказано -- полная чушь. Ну проводили американцы какие-то исследования, но никто ничего не доказал. Говорить, что 25-й кадр и скрытая реклама -- это одно и то же -- абсолютно непрофессионально.

Но специалисты Всероссийского научно исследовательского института телевидения и радиовещания, а также Института психологии АПН, категорически не согласны с такими утверждениями. В частности, директор последнего Сергей Максименко считает, что 25-й кадр может использоваться для психологической войны в эфире, ведь сегодняшняя техника (доступная любой телекомпании!) вполне позволяет любой кадр заменить на вставку, не имеющую никакого отношения к сюжету. Вот и заместитель министра печати России Михаил Сеславинский утверждает: "В настоящий момент нельзя дать твердых гарантий того, что кто-то другой не вставляет скрытую информацию в свой телепродукт".


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Когда мы говорим, что человек "не замечает" вставку, то имеется в виду следующее: ОЩУТИТЬ ВСТАВКУ ЛЕГКО, ГОРАЗДО ТРУДНЕЕ ОСОЗНАТЬ ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ. В этом и опасность. В институте психологии Российской академии наук проводили такой эксперимент. Группе испытуемых предложили придумать логотип и название для новой туристической фирмы. Перед этим им показали короткий телевизионный фильм с различными мирными пейзажами. На самом деле в ролик были вмонтированы несколько вставок со словами . (Кстати, многие участники эксперимента заметили наличие этих вставок). Потом испытуемым предложили список возможных названий турфирмы, из которых необходимо выбрать наиболее походящие. Многие указали именно на те слова, которые появлялись на вставках. Иными словами говоря, вставки сыграли роль подсказки. От таких подсказок особенно зависимы люди, у которых есть проблемы в области самостоятельного принятия решений.


Поэтому я решила задать и украинским специалистам вопрос, который напрашивался сам собой: есть ли на наших телеканалах службы, которые отслеживают возможное появление скрытой рекламыв в закупленной продукции. Ответы были разными.

АЛЕКСАНДР ПИВНЮК, директор департамента сетевого вещания СТБ:

-- Существование скрытой рекламы, и в частности 25-го кадра как ее части, безусловно, не миф. Так же как и факт насилия, который она несет. Другое дело, что на большинстве каналов, в т.ч. и на СТБ, существует служба технического контроля, которая отслеживает ситуацию. За эти годы никаких нарушений мы не зафиксировали.

ЮРИЙ ЛАБУНСКИЙ, Председатель правления Всеукраинской операторов кабельного телевидения:

-- 25-й кадр может теоретически проникнуть через спутник, хотя его использование запрещено законодательством всех стран мира. С другой стороны, мне неизвестно о существовании службы, которая контролировала бы украинский эфир в этом смысле.

АНАТОЛИЙ ЧЕРНИЙ, технический директор телеканала Интер:

-- Интер -- единственный канал, где производится цифровая обработка любого материала, который идет в эфир. Поэтому появление 25-го кадра у нас исключено.

ИГОРЬ ЛИТВИЧЕНКО, технический директор канала 1+1:

-- Дело в том, что мы не отвечаем за содержание рекламной продукции, которая поступает к нам, поэтому и специального контроля на наличие видеовставок или 25-го кадра нет. Уверен, что этим не занимаются мои коллеги с других каналов. Возможно ли его существование в указанной продукции? Возможно.

Итак, "да, но нет". Обычная позиция, когда о проблеме не хотят говорить до конца. По идее, раз существует закон -- должны быть и службы, которые отслеживают его выполнение. При этом следует заметить, что хоть и в украинском законодательстве (статья 31 Закона "О телевидении и радиовещании") понятие скрытая реклама расшифровывается туманно ("реклама, действующая на подсознание"), совершенно ясно, что имеется в виду не только и не столько вульгарная "джинса", когда осуществляют непрямой PR юридическому лицу или фирме, а скорее те, специальные методы, о которых идет речь в данном материале.

Теоретически через 25-й кадр зрителю могут навязывать политические убеждения, отношение к тому или иному товару или общественному событию. Между прочим, в Америке сейчас в разгаре политический скандал, связанный с использованием видеовклеек в предвыборной кампании Буша. Одним словом, если вдруг в результате телепросмотра вы почувствете непреодолимую тягу к кому-либо или чему-либо, не паникуйте: может, музыкой навеяло?