1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (679) за 06.10.2000

СОБАКА НА СЕНЕ

"Сапоги тачать -- сапожник, пироги печи -- пирожник", -- призывал баснописец каждого заниматься своим делом. Еще весной, во время ликвидации Геолкома, чьи функции перешли к Министерству экологии и природных ресурсов, автор усомнился в способности последнего наладить эффективное использование украинских недр -- и не ошибся.

Действительно, Минэкоресурсов превратился в громадного и плохо управляемого монстра, сконцентрировав в своих руках направления, ранее относившиеся к компетенции Минэкобезопасности, Геолкома, Комитета по гидрометеорологии и прочих органов центральной власти. Но одно дело -- "угадывать" погоду, а другое -- ведать недрами, ведь полезные ископаемые и их рачительное использование -- это один из столпов, причем важнейший, экономической и политической безопасности державы.

К сожалению, наши успехи в данной сфере преимущественно относятся к прошедшему времени: занимая 0,4% мировой суши, имея 0,8% населения планеты, Украина еще недавно вырабатывала 5% минерального сырья и продуктов его переработки на сумму более $20 млрд. Из 20 000 обнаруженных месторождений полезных ископаемых 9000 были подготовлены к эксплуатации. С минерально-сырьевым комплексом было связано 48% промышленности, 20% трудовых ресурсов, 25--30% валового национального дохода. Разведанные запасы полезных ископаемых оцениваются в фантастическую сумму -- $7,5 трлн., а по мнению западных экспертов -- в $11 трлн. с лишним. Но...

Ныне наблюдаем почти неконтролируемую со стороны государства ситуацию в добывающих отраслях. Минэкоресурсов, вместо того, чтобы обеспечить практическое внедрение Закона "О договорах о разделе продукции", призванного гарантировать иностранным и отечественным инвесторам благоприятные условия капиталовложений, вместо выполнения Указа Президента "О мерах относительно повышения эффективности управления предприятиями в отрасли геологии и разведки недр", наконец, вместо формирования комплексной государственной политики в данной сфере ретиво взялось за "ручное управление" предприятиями. Чем, кстати, ставит себя в оппозицию к осуществляемой административной реформе. А отсутствие видения целостной картины, последовательного плана развития привело к довольно хаотической разработке недр, без учета интересов регионов, отраслей, бюджета -- да и национальной безопасности.

Мне могут возразить, что об активной деятельности "суперминистерства" свидетельствуют показатели выдачи специальных разрешений на разведку и эксплуатацию местрождений: 600 в год, тогда как на заре независимости выдавалось не блоее 100. Но достаточно сопоставить общее число лицензий -- 3700 -- с количеством завершенных конкурсов -- 3, чтобы убедиться, что разрешения на пользование самым дорогим национальным ресурсом -- недрами -- выдавались, как правило не на конкурсных основах. Наверное, излишне напоминать, что лишь конкурс в состоянии выявить наиболее перспективного пользователя, обладающего не только необходимой документацией, но и опытом, и значительными финансовыми ресурсами для ведения геолого-разведки и добычи.

Стоит ли в таком случае удивляться общему спаду в минерально-сырьевых отраслях, особенно -- уменьшению прироста запасов полезных ископаемых и степени их извлечения? Так, на украинских нефтяных месторождениях коэффициент извлечения составляет 20%, тогда как в США -- 35%. Скажете, там технологии куда современнее, оборудование и проч.? Так о том же и речь, чтобы привлекать все эти ноу-хау на наши просторы -- на взаимовыгодных началах, разумеется. Но этим же надо всерьез заниматься... А пока в Украине разрабатывается лишь около 60% перспективных месторождений углеводородов, на остальных соответствующие работы по разным причинам не проводятся. И это при нашем-то дефиците энергоносителей! Уже притчей во языцех стала проблема использования шахтного метана, отвалов и терриконов, содержащих всю таблицу Менделеева, но не востребованных до сих пор.

Ясно, что Минэкоресурсов такие задачи и не по плечу, и не ко двору. И до тех пор, пока этот госорган будет соединять в себе несоединимые функции, он будет подобен пресловутой собаке на сене, сидящей над костью, которая ей не по зубам. Что же, реанимировать Геолком? Нет смысла: он уже доказал свою неспособность защищать интересы государства даже в случае явного нарушения лицензиатами условий разработки недр. Необходимо создать новую структуру, вполне независимую от доброй или недоброй воли отдельных министров, для чего подчинить ее непосредственно правительству или Президенту. При этом она должна ведать всеми вопросами предоставления и аннулирования специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами, проведения конкурсов и международных тендеров, подготовки и проведения экспертной оценки инвестиционных проектов, -- словом, не распыляясь на другие проблемы, в комплексе заниматься перечисленными.

Автору из конфиденциального источника стало известно, что уже разработано Положение о Государственной комиссии по вопросам геологической информации и использованию недр Украины и подготовлен проект соответствующего указа Президента. Как кстати! Но кто не знает, что порой у нас проходят месяцы, прежде чем будет принято необходимое решеие. Однако же это совсем не тот случай, когда можно медлить...