1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №180 (681) за 09.10.2000

ПОДЗЕМНЫЙ ГАРАЖ ПОХОЖ НА МИРАЖ

Столица переживает настоящий автомобильный бум -- столько машин, сколько сейчас, прогнозировалось лишь к 2005 году. С одной стороны хорошо, что роскошь наконец стала средством передвижения, с другой -- огромный "табун" этих самых средств надо куда-нибудь загонять. И если сегодня не начать решать эту проблему, завтра Киев превратится в сплошную пробку.

А ведь можно удобно расположить просторную, красивую автомобильную стоянку на крыше универмага или жилого дома. Или понастраивать двух-, трехэтажные паркинги и надежно пристраивать машину легким нажатием кнопки... На Западе так и делают, а еще строго соблюдают правило: если торговая площадь здания 1000 квадратных метров, такой же должна быть и стоянка для машин. Хотя назвать стоянками эти шедевры архитектуры язык не поворачивается. Впрочем, за границей ими никого не удивишь, там организация паркингов -- целая наука. У нас же -- стихийный процесс.

В столице практически нет цивилизованных стоянок, специально приспособленных к зданию или рельефу улицы, а большинство платных "швартовок" так и не обзавелись обязательными (по европейским меркам) счетчиками и противоугонками. Кстати, одна из причин, почему здания в центре города не хотят покупать и реконструировать, именно отсутствие стоянок для автомобилей. И хотя многие организации сейчас пытаются обустроиться охраняемыми парковками "для себя", это не решает общегородской проблемы.

-- Мы разработали сотни проектов обустройства столицы современными паркингами, но ни один из них не реализован, -- разводит руками главный инженер проектов АО "Киевпроект" Вадим Файнин. -- Много говорится в последнее время, например, об использовании подземных пространств, в которых должны быть не только магазины и кафе, но и многоэтажные паркинги. Желающих заниматься торговлей много, а стоянками -- вообще нет. Поэтому нужно узаконить, чтобы при строительстве любого объекта в городе параллельно сооружались и места для "хранения" авто. С учетом интересов района или микрорайона, конечно.

Кстати, каждый генеральный план развития Киева предусматривал приведение в порядок гаражного хозяйства и стоянок для машин. К сегодняшнему дню этот вопрос не только не решен, но еще больше обострился -- на 10 "спальных мест" претендуют 1000 автомобилей, а большинство гаражей -- примитивный самострой, незаконно занимающий сотни (!) гектаров земли.

-- Эти "уродцы" портят город, они "накрыли" газопроводы, путепроводы и канализационные системы. В случае аварии добраться к ним и починить поломку нереально, -- рассказывает Вадим Файнин. -- Строительство скоростного трамвая на Троещине, например, именно из-за этого затянулось. Мало того, что построены гаражи незаконно, невозможно получить разрешения на их снос! А на Позняках шесть лет строят многоэтажный паркинг, но ни один гараж там пока не купили, инвесторы уже пытаются продавать их в рассрочку, но толку все равно мало... Нашему человеку проще приютить авто за две-три гривни у себя под домом, нежели платить большие деньги за гараж, тем более, что никто не запрещает загромождать машинами и гаражами собственные дворы.

Что делать? За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы Москву -- там такой проблемы не существует: строят инвесторы, помогает государство -- участвует в проектах, выкупает часть гаражей. У нас же и расходы, и риск ложатся на плечи заказчика. Заметим, что построить цивилизованный гараж стоит немалых денег, а окупается затея долго, в лучшем случае, 10--15 лет. Естественно, инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги, хотя такие гаражи и занимают в десять раз меньше земли, в пять раз вместительнее и, к тому же, имеют привлекательный вид. В идеале заказчиком подобных проектов должен быть город. Тогда гаражи можно продавать, сдавать в аренду или получать "по списку", как когда-то квартиры. Варианты есть, но, по словам Вадима Арнольдовича, никак не удается сдвинуть дело с мертвой точки. Вернемся к проблеме, когда столица-таки превратится в пробку?