1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №181 (682) за 10.10.2000

КЕМБРИДЖ, НЕ СЛЕЗАЯ С ДИВАНА

Отказываюсь посидеть с подругами в кафешке: "У меня в 20.00 лекция по истории Древнего Египта. Профессор из Кембриджа читает. Надо быть дома". Объяснять недоумевающей компании у кого "не все дома" некогда. Успеть бы только запустить персоналку...

В условленный час британский "покоритель" пирамид начал свой рассказ. Переводчик синхронно не отставал. Хотя мой компьютер памятью особо похвастать не может -- всего-то 32 мегабайта, с Интернетом прилежно связь поддерживает и почту исправно получает. Вот я и могу лекции заморских профессоров слушать. Это сейчас называется дистанционное образование (ДО). Получается, я в Международном университете финансов учусь, не слезая с дивана. Вот только на экзамены прийти придется.

У НИХ -- "МЕТРО"

Думаете, завралась? Ан нет! На днях вся эта система стала работать на базе Национального технического университета "КПИ" и МУФа (Международного университета финансов). Приплела я только одно -- о "синхронных" лекциях из-за границы. Но радужное будущее не за горами. Это подтверждают опытные дистанционщики из России. Правда, они больше с помощью телевидения учат .

-- У нас уже 290 учебных центров в восьми странах, -- рассказывает Михаил Карпенко, ректор Московского современного гуманитарного университета. -- Спрос на нас очень большой. Хотя мы и платное учебное заведение (примерно $400 в год для москвичей. -- Л.К.), берем массовостью. Профессорам -- первоклассным специалистам из Кембриджа -- платим 200 фунтов стерлингов за 80-минутную лекцию, что больше $300. Лекцию эту слушают как минимум 100 тысяч студентов. Получается, каждому она обходится всего в 3 цента.

Есть два метода дистанционного обучения: индивидуально, то есть на дому, и массово -- в учебных центрах. Московские "дистанционщики" на пятилетнем опыте убедились: обучать индивидуально надо инвалидов или же людей очень занятых, которые знают, за что платят деньги. Остальные пусть отправляются в аудитории, где лектор -- на экране, а звук идет из динамиков. На такой "паре" можно и вопросы задавать. Через Интернет. Ответ приходит дня через три.

В общем, в образовании есть две технологии: "такси" и "метро". С первой все понятно -- подвезут к подъезду, еще и чемоданчик поднесут. Но надо заплатить. А если выбираете вторую, то вступать в дискуссию с "машинистом" бесполезно. Вы движетесь по рельсам, выходите не там, где вам надо, а там, где есть выход. Для всех одинаково. Зато дешево.

-- Мы -- технология "метро", -- продолжает Михаил Петрович. -- И при этом все наши выпускники легко находят работу.

"ТАКСИ" -- У НАС

В Киеве "дистанционка" пока работает как заочная форма второго высшего образования. Киевский МУФ аудитории для групповых занятий не имеет. Студенты просто "перекачивают" из Интернета задания, осваивая две специальности -- финансы и банковское дело. Но планируется открыть такие аудитории в других городах и весях. Лекторы из того же МУФа ну и какого-нибудь "оксфорда" будут запросто учить по высшему классу самую глубинную глубинку. Если есть хотя бы один телефон и компьютерный класс, это вполне возможно.

-- Дистанционное обучение удобно для регионов, где непросто подключиться к Интернету, -- поясняет проректор Международного университета финансов Инна Малюкова. -- А для столицы вполне приемлема именно индивидуальная схема. Думаю, многие будут учиться на рабочих местах, где есть доступ к Интернету. Чтобы усвоить материал, достаточно покорпеть возле экрана часа четыре в неделю. Не так уж много, чтобы "не отходя от кассы" в каком-нибудь банке получить второе высшее образование. Если пользоваться "терминологией" господина Карпенко, то наше "метро" ездит по заказу и машинист подносит чемоданчик.