1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №181 (682) за 10.10.2000

МЕНЬШОВ КОМАНДОВАЛ ПЕРЕД СЪЕМКАМИ: "ДЕВКИ, ЗА МНОЙ! НА ПАНЕЛЬ!"

Моложавая, очень общительная, с неизменной сигареткой в руках -- в этой очаровательной женщине не сразу узнаешь героиню знаменитой оскаровской картины Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Раиса Рязанова ("Москва-Кассиопея", "Белый Бим черное ухо", "Долги наши", "Безотцовщина", "Посторонним вход разрешен", "Стукач", "Двадцать лет спустя", "Не послать ли нам гонца", "Опять надо жить" и др.) сыграла в ней подругу героинь Ирины Муравьевой и Веры Алентовой -- Антонину.

Сейчас наша собеседница снимается немного -- увы, но сегодня Раису Ивановну, сыгравшую более чем в 100 картинах, помнят, в основном, по фильму Меньшова и рекламе стирального порошка "Ariel". В начале 90-х, когда кинопроизводство в стране резко упало, Рязанова была вынуждена сесть за баранку и банально зарабатывать себе на жизнь. Когда ее узнавали и спрашивали "не та ли она актриса, которая сыграла...", Раиса Ивановна отводила глаза -- нет, дескать, обознались. Уставала ужасно. Однажды вечером решила отвезти внука и на полной скорости въехала в стоящий грузовик с выключенными фарами. После этого долго не садилась за руль.

Спасение пришло неожиданно в виде сценария 26-серийного телефильма Тиграна Кеосаяна "Дела семейные. Дела смешные.". После окончания съемок она прорыдала всю ночь -- так было жалко, что закончилась работа.

И все же Рязанова на жизнь не в обиде, звездой себя не считает и о дне сегодняшнем говорит охотно, улыбаясь и играя знаменитыми ямочками на щеках.

"Я ВСЕГДА ЗНАЛА СВОЕ МЕСТО"


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Раиса Рязанова родилась в городе Петропавловске (Казахстан). Ее мама работала уборщицей в вагоне-ресторане, и, конечно, желала для дочери лучшей участи. Поэтому и отдала Раю в музыкальное училище -- играть на баяне. Училище настойчивая Раиса закончила и даже целый год обучала детей музыке. Но все это время мечтала о театре и решилась поступать в ГИТИС. Поступила с первого раза, покорив экзаменаторов своей непосредственностью -- читала диалог деда Щукаря с Давыдовым, поворачивая голову за двоих в разные стороны. Председатель комиссии не выдержал: "Деточка, ты мне рассказывай, я -- Давыдов, понимаешь?". На что юная провинциалка очень удивилась: "Как же ты будешь отвечать, если слов не знаешь?". На втором курсе института Раиса уже сыграла главную роль в двухсерийном телевизионном фильме "Гуля Королева", за что, правда, была лишена стипендии -- в те годы сниматься в кино студентам категорически запрещали.

Заслуженная артистка России. Лауреат Государственной премии СССР за роль Антонины в фильме "Москва слезам не верит". Кстати, эту Госпремию она могла бы и не получить. Когда встал вопрос о ее присуждении, о Рязановой просто "забыли".


-- Сначала решили дать только Алентовой и Баталову. Подумали-подумали и прибавили в список Муравьеву. Потом вспомнили: ну, как же! -- ведь по сюжету подружек было три. Так что премию дали и мне. Более того, Вере и Ире сразу дали "заслуженных", а мне только через много лет. Я же понимаю, что в кино сегодня берут звезд. Потому что спонсоры дают деньги и эти деньги должны вернуться. И если зритель помнит и любит Сашу Абдулова, Николая Караченцова, Андрюшу Соколова, Лену Сафонову, то их и приглашают.

-- Раиса Ивановна, но ведь вас тоже знают и любят.

-- Я ощущаю это иногда, но никогда не считала себя звездой. Знала свое место. Да, я профессионал и умею делать свое дело качественно. Может быть, поэтому меня до сих пор узнают на улице, хватают за рукава и говорят какие-то теплые слова. В такие минуты я думаю: "Значит, то что я делала, было совсем неплохо". После выхода на экраны фильма "Москва слезам не верит" мне приходили сотни писем от женщин: "Хочу быть похожей на вас. Фильм перевернул всю мою жизнь." То же самое было на недавней встрече по поводу двадцатилетия картины.

-- Насколько ваша реальная жизнь, ваша женская судьба совпадает или не совпадает с тем, что вы сыграли в фильме Меньшова?

-- Вы же знаете, что в кино всегда красивее, чем в жизни. Реальность сурова и в ней у меня нет дачи, мужа и троих детей. Зато есть сын, который недавно женился и родил мне внука, которому в этом году будет уже 10 лет. Это совсем другая жизнь и другое счастье.

"Я ЛЕГКО ОСВАИВАЮ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО"

-- Вы тоже "считаете, что Москва слезам не верит"?

-- Это действительно город для очень сильных людей. Если бы у меня не было этого стержня, как у моей героини, я бы здесь не выжила...

-- Актеры -- народ эксцентричный. Известно, что ваши партнерши по фильму -- люди с разной профессиональной и женской судьбой, не говоря уже о характерах. Поддерживаете ли вы с ними и Владимиром Меньшовым отношения?

-- Когда у меня был юбилей, я позвонила только Вере Алентовой. Ире я даже не осмелилась позвонить.

-- Почему? Она настолько недоступна?

-- Я не знаю... Может быть, если бы я позвонила, она бы пришла. А вдруг нет? Вдруг она бы сказала... В лучшем случае она бы могла сказать: "У меня спектакль". А Верочка пришла с самого начала, вывела меня за руку на сцену, и вечер прошел великолепно.

-- А какие у вас отношения были во время съемок?

-- Очень доброжелательные. Казалось бы, три бабы, три героини должны бы передраться. Но мы понимали, что материала хватит на всех. Причем мы себе придумали три амплуа -- меня на съемках называли "Нонна Мордюкова", Иру -- "Фаина Раневская", а Веру... Елки, забыла как.

-- Говорят, что с Меньшовым очень трудно работать по причине невыносимого характера. Это правда?

-- Может быть, сейчас. Поскольку он мэтр. Но двадцать лет назад он выстраивал нас перед съемками и говорил: "Девки, за мной! На панель!" Это означало -- в павильон. Было очень весело. Он нам разрешал как угодно импровизировать и по-актерски резвиться.

-- Ваш сын -- актер Театра на Таганке, которым руководит Николай Губенко. Не жаль вам, что он выбрал такую нелегкую во всех смыслах профессию?


АВТОРСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Замуж Раиса Ивановна вышла еще будучи студенткой ГИТИСа. Когда вышли из ЗАГСа, муж вдруг сказал: "Ну, что берем-то? Обмыть же надо!" На повторный брак так и не решилась, но вовсе не по "идейным соображениям", просто так получилось. После развода жила еще какое-то время с мужем в одной квартире. Он сердился: "Все принца ждешь? Хочешь, чтобы я пришел к тебе с букетом в зубах и шампанским? Не будет этого!" "И не надо -- отвечала она. Другого -- не надо".
Сын -- Данила Перов свою профессиональную деятельность начал что называется "с пеленок" -- в картине "День и вся жизнь", где снимался вместе с мамой.


-- Губенко взял его с первого же просмотра. Он замечательно играет на гитаре, много занят в репертуаре. Профессия для парня, безусловно, очень тяжелая и ... мне приходится помогать. До недавнего времени я сдавала квартиру, но потом подумала: "Хочу постоять на своей кухне и поспать в своей койке". Так что теперь уж -- как будет, так будет. Я ведь легко осваиваю жизненное пространство.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Раиса Рязанова живет в центре Москвы, в скромной квартире недалеко от Дома кино. В ней нет шикарного ремонта, импортной мебели, антиквариата. Но это дом, куда хочется приходить. Ездит на старенькой Ауди.


"ПОКЛАДИСТОЙ ЖЕНОЙ Я БЫТЬ НЕ МОГУ"

-- Раиса Ивановна, но все равно, трудно ведь одной?

-- Наташа, наверное, здесь много зависит от характера. С одной стороны, я очень коммуникабельный человек, с другой -- часто хочется быть одной. Одна я прекрасно себя чувствую.

-- Странно, что сегодня многие женщины предпочитают быть одни...

-- Вы правы, это не совсем нормально. Но у каждого свой индивидуальный и, при ближайшем рассмотрении, вполне объяснимый случай. Я ведь с мужем прожила всего два года. А сегодня... (Оживляется.) Знаете, сегодня я уже знаю, какой женой надо быть...

-- И какой же?

-- Покладистой. Но знаю я и другое: такой женой я быть не могу. Потому что быть женой -- это профессия. Надо отдавать этому слишком много сил и энергии. Поскольку я всего этого не могу отдать другому человеку -- я осталась одна. Хотя... (Озорные ямочки на щеках! -- Авт.) Неплохо бы встретить богатого. Но богатые же -- они, как правило, неумные. Я такого не хочу. (Хохочет.) Тогда уже никаких денег не надо.

-- Вы -- сильная женщина?

-- Как сказать. И да, и нет. Я тоже ведь, как все мы, испытываю дефицит любви, доброты, благородства -- тот же дефицит, который сегодня во всем нашем обществе. Очень хотелось бы видеть побольше улыбок вокруг, иметь хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Впрочем, пока этого не будет "для всех", для меня лично этого тоже не будет. И еще... Очень хочется работать. Очень.


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Раиса Рязанова не любит, когда ее жалеют, но в этом "очень хочется работать" -- вся ее невысказанная боль. Но просить она не любит и не умеет -- зарабатывает себе на жизнь сама. Недавнее сотрудничество с Юрием Грымовым было для нее просто подарком судьбы. Говорят, что увидев актрису в рекламе, Грымов специально написал для нее роль в "Му-му". Потом она снялась в "Барышне-крестьянке".

"Не замечают нас режиссеры" -- говорит она и грустно отводит глаза. И это правда. Потому что если бы умели разглядеть, разве пришлось бы сегодня 54-летней, полной сил и профессионального опыта актрисе сниматься в рекламе, сдавать квартиру и озвучивать маму "Дикой Розы"?