1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №182 (683) за 11.10.2000

НА СЖИЖЕННОМ ГАЗЕ -- $30 МИЛЛИОНОВ

Проблема транзита -- одна из важнейших для Украины. Ее уникальное геополитическое положение дает возможность для транзита самых разных товаров, от газа и нефти -- до металла и удобрений. И возможность неплохо заработать на этом!

Транзит дает работу торговым портам на Черном море, всей транспортной системе страны и приносит немалые доходы в государственную казну. Но, похоже, этот источник иссякает. Россия -- главный "поставщик" транзита -- лихорадочно ищет новые маршруты для экспорта в обход Украины. Для этого есть и объективные экономические предпосылки. Замыкая маршруты экспортных поставок, в частности, на Новороссийск, Россия получает изрядную экономию (например, перевалка нефти через одесский порт в 2 раза дороже, чем через новороссийский, а прокачка ее по нашей территории обходится россиянам в 5 раз дороже. Для нас суперзадача -- остановить сокращение транзитных потоков.

Законодатели явно не настроены отдавать на откуп правительству "транзитную проблему". Подтверждает это их активное участие в лоббировании строительства в Одессе комплекса перевалки на экспорт сжиженного углеводородного газа. Традиционные транзитные грузопотоки существенно сократились -- например, перевалка нефти через Одесский порт, по словам его начальника Николая Павлюка, упал более чем вдвое: если не изменить эту тенденцию, нефтяной поток может вообще иссякнуть. Снизился транзит российского металла, химических удобрений... Поэтому новый терминал имеет огромное значение.

В строительство уже вложено около $15 млн. (при этом -- ни копейки из госсредств), а общий объем инвестиций составит $35 млн. Автороы проекта -- содружество профильных институтов "Хлорвинилпроект" (Украина) и "НижегородНИИнефтепроект" (Россия), лидирующие в нефтегазовой отрасли стран СНГ. Строит комплекс украинское предприятие ЗАО "Синтез Ойл".

Все оборудование изготавливается исключительно отечественными производителями. Задействованы такие крупные предприятия как НПАО "Компрессормаш" (Сумы), ООО "Машзавод" (Черновцы), ОАО "Химмаш" (Снежное). Немаловажно, что строительство терминала и его дальнейшее функционирование создает множество новых рабочих мест. Речь идет не только о строителях и рабочих, которые будут эксплуатировать комплекс, но и о железнодорожниках, портовиках, моряках. Терминал рассчитан на перекачку 1 млн. тонн газа в год, а первая очередь -- на 300 тыс. тонн. Это будет законченный комплекс, позволяющий принимать сжиженный газ (пропан и бутан) из железнодорожных цистерн, хранить его в специальных емкостях и -- погружать на суда. Предполагается, что речь идет, прежде всего, о газе из Казахстана: в проекте, помимо компании "Синтез Ойл", участвует американская корпорация "Шеврон" и СП "Тенгизшевройл".

Экономический эффект для Украины велик: после выхода комплекса на полную мощность ежегодные валютные поступления в бюджет достигнут $30 млн. Терминал построен в соответствии с передовыми технологиями и отвечает всем международным стандартам, включая жесткие экологические требования. Проектировщики утверждают, что он уникален -- от Сибири до Прибалтики ничего подобного нет.

Тема безопасности и экологической чистоты комплекса особенно актуальна для Украины вообще и для Одессы -- в частности. Именно трудности с некоторыми согласованиями по данному вопросу в последнее время затормозили введение комплекса в эксплуатацию. Но руководитель проекта Вадим Зельдин убежден, что объект абсолютно безопасен. Все нормативные требования выполнены и даже превышены. Это касается, например, коридора, которым проложены трубопроводы от терминала к причалу. Он имеет многократный запас прочности. В порту будет смонтирована отсекающая арматура, позволяющая обеспечить 12-секундное отключение (даже в США, например, эти нормы выше) подачи сжиженноого газа. На терминале предусмотрены контроль за давлением, уровнем и температурой, система пожаротушения, включая хранение соответствующего объема воды. С точки зрения экологии также никакой опасности нет, поскольку углеводороды -- это инертные вещества 4 класса опасности (т.е. самого низкого уровня). Жидких выбросов и твердых отходов нет.

Строительство первой очереди комплекса практически завершено. Открытие объекта запланировано на 15 октября. Народный депутат Украины, председатель парламентского комитета по экономической политике Алексей Костусев подчеркнул, что "привлечь транзитный поток на нашу территорию было очень не просто, и это событие знаковое".

Не будет преувеличением сказать, что оживление транзитных поставок -- это вопрос жизни и смерти украинской экономики. Например, в качестве платы за транзит российского газа мы получаем 30 млрд. "кубов" этого дефицитного энергоносителя -- 40% потребностей Украины в газе. Только в Одесской области -- семь портов, которые живут в основном за счет транзита (70% поступлений). На перевалке нефти один одесский порт зарабатывал $11 млн. Поэтому парламентарии уверены, что важнейшая задача -- вернуть хотя бы часть грузопотоков в Украину. И реализация проекта перевалочного комплекса в Одессе -- первый шаг как в решении "транзитной проблемы", так и проблемы энергетической безопасности страны.