1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №184 (685) за 13.10.2000

УМЕНИЕ ЧИТАТЬ СПАСАЕТ ЖИЗНЬ

Всем известная надпись на каждой двери вагона метро "Не прислоняться" в буквальном смысле спасла мне жизнь. Вместо того, чтобы облокотиться по привычке о дверь, я взялась за поручень. И правильно сделала -- на полном ходу половинки внезапно разошлись на сантиметров сорок и тут же сошлись. Только после этого до меня дошло, что всевозможные правила развешиваются в транспорте не для "галочки".

Замначальника службы подвижного состава метрополитена Виктор Роща в ответ на мой вопрос заметил, что техника не может быть идеальной. По его словам, во время движения поезда двери заблокированы. Но если они "разъехались", должно было произойти резкое торможение. Службы метрополитена контролируют выполнение техники безопасности, не допуская подобных эксцессов, но лишняя предосторожность никому не помешает.

Это же касается и других правил проезда в метрополитене. Задумывались ли вы когда-нибудь, что делать в аварийной ситуации? По словам замначальника службы движения метрополитена Сергея Ткачука, в Баку лет пять-семь назад случилась трагедия: в тоннеле на перегоне загорелся поезд. Спасатели сработали неоперативно, поэтому 300 человек погибло, примерно столько же было раненных. В отличие от наземного транспорта, в подземелье пассажиры практически беспомощны. Сядь поезд "на мель" прямо в тоннеле, их жизни будут полностью зависеть от служб быстрого реагирования. Открывать дверь самовольно и выходить небезопасно -- напряжение контактной рейки достигает 825 вольт. Но даже если она будет обесточена, ограниченное пространство само по себе повлияет на слабонервных.

Впрочем, метрополитен -- надежный вид транспорта, но самый безопасный, если верить статистике, -- трамвай. По информации киевской ГАИ, за 9 месяцев этого года трамвай никого не зарезал, не сбил и не удушил в салоне. Не чета ему троллейбусы и автобусы. Тут многое зависит от умения водителя маневрировать между машинами и пешеходами. И все же, в этом году случилось 3 ДТП по вине водителей троллейбусов, 11 -- по вине автобусников (4 человека погибли, а 19 отправились на больничные койки).

Но и пассажиры тоже хороши. Довольно избитая фраза "сохранишь минуту -- потеряешь жизнь" тут как нельзя кстати. Понятно, что в утренней горячке приходится иногда жизнью рисковать, чтобы не опоздать на работу. Удалось хоть одним пальцем ноги зацепиться за ступеньку, считай, сел в троллейбус. И что бы не делал водитель, штурм с кличем "Или я влезу, или выйдут все!" продолжается до тех пор, пока двери не откажутся закрываться вообще.

Но это все мелочи -- относительные, конечно. К счастью, в Киеве давно уже не было капитальных крушений в сфере общественных пассажироперевозок. Время от времени случаются возгорания, проколы шин, встречи лоб в лоб, но без всяких сальто-мортале или испепеляющих поцелуев. В "Киевэлектротрансе" и "Киевавтотрансе" от моих вопросов в один голос открещивались: "Да что вы, сплюньте!" Я, конечно, сплюнула, но поинтересовалась: а вдруг -- что тогда делать? Представим себе, что салон задымился, а дверь заклинило. Лезть в окно, что ли? Вот именно. В некоторых троллейбусах над окнами надпись: в случае чего -- выдерни шнур и выдави стекло. Но это касается только цельных стекол. Те, которые с форточками, остается лишь разбивать, например, ключами. Стеклышко закаленное -- сталинит -- оно легко рассыплется на мелкие кусочки, порезаться которыми практически невозможно. Ну, а если габариты позволяют, можно воспользоваться той же форточкой или люком. Последний, оказывается, тоже можно снять с петель. Как? Написано на крышке люка. Задирайте головы и читайте. На всякий пожарный.