1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №186 (687) за 16.10.2000

НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБМИНА "ТЯНУТ" НА АФЕРУ ГОДА?

На днях председатель комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с оргпреступностью и коррупцией Юрий Кармазин сделал сенсационные разоблачения, касающиеся двух правительственных документов. Неудивительно, что разговор с депутатом мы начали именно с этой темы.

О РЕАЛЬНЫХ И НЕРЕАЛЬНЫХ ЦЕНАХ

-- Юрий Анатольевич, в чем конкретно вы обвиняете Кабмин?

-- 9 октября вышло правительственное постановление № 1500 "О мерах стабилизации рынка энергоносителей". В нем ОАО "Укрнафта" предписано продать 333 тысячи тонн нефти и газового конденсата, добытых в Украине, Государственному агентству по управлению материальным резервом по "средневзвешенным ценам, которые сложились на аукционе в августе сего года". О чем это говорит? О том, что в правительстве не знают, что происходит в мире. С августа цена на нефть повысилась почти вдвое. В конце лета на наших аукционах средняя цена за тонну составляла 152 доллара. Поэтому прежде, чем продавать осенью нефть собственного производства по августовской цене даже такому солидному учреждению, каким является агентство, нужно произвести элементарные расчеты.

На данный момент цена тонны нефти в мире составляет 240--250 долларов. В постановлении говорится о сумме в 150 долларов. И выходит, что на разнице в цене государство теряет где-то 30 млн. долларов, а это около 170 млн. гривен. Кстати, в этом году в госбюджете не предусмотрены средства на закупку нефти для Госрезерва. Значит, агентство не расплатится деньгами с "Укрнафтой". Вместо того чиновниками разработана схема участия в цепочке "Укрнафта" -- Госрезерв некоторых коммерческих фирм.

На фоне роста мировых цен на нефть все это может полностью парализовать в Украине добычу как нефти, так и газа. Реальностью может стать и то, что предприятие, не получив деньги за добытое сырье, начнет задерживать зарплаты рабочим... На сегодня уже существует задолженность Госрезерва перед "Укранафтой" за предыдущие годы в размере 170 млн. гривен.

Прямо скажу, что документ, состряпанный в Кабмине, -- коррупционный. Это афера года! Такими постановлениями можно полностью развалить государство.

СИТУАЦИЯ В ТЭК НЕ СОВСЕМ БЛАГОПОЛУЧНАЯ

-- Но 9 октября появилось еще одно любопытное постановление...

-- Постановление № 1522 "Об обеспечении тепловых электростанций мазутом" имеет благородную цель -- основательно подготовиться к максимальным нагрузкам на ТЭЦ зимой. Однако способы достижения этой цели вызывают недоумение. Кабмин постановил в октябре-ноябре выделить из Госрезерва тепловым электростанциям по 80 тысяч тонн мазута в месяц по цене 580 гривен за тонну. Но ведь так не делают в стране с рыночной экономикой. Реальная же цена мазута сегодня почти вдвое выше. А во-вторых, речь идет о Госрезерве, структуре, которая создана для эффективных действий в случае каких-либо катаклизмов, стихийных бедствий, военных действий... Кто дал право чиновникам разбазаривать фонды Госрезерва? Какое такое стихийное бедствие случилось на этот раз?

-- Оба документа подписаны премьером Ющенко, но, очевидно, у них есть конкретный автор. Кстати, контроль за исполнением этих постановлений возложен на вице-премьера Юлию Тимошенко... Вам известно, чьи интересы стоят за подобными приказами Кабмина?

-- Я хочу, чтобы наш парламентский комитет занялся этой проблемой. Нужно время, чтобы докопаться до истины. Я открыто сегодня обращаюсь к Президенту и прошу его отменить данные постановления, потому что, на мой взгляд, налицо факты нарушения действующего законодательства. Общество должно знать, что ситуация в ТЭКе не совсем благополучная. Сейчас наш комитет занимается проверкой данных о продаже из Госрезерва в июле 2000 года 100 тыс. тонн мазута по заниженной цене. Неужели это быстропортящийся продукт, что его нужно было продавать летом? Продавался мазут коммерческим фирмам. А они уже перепродавали его за границу. Кто за всем этим стоит? Пока что вопросов больше, чем ответов...

КОРРУПЦИЯ -- ЯВЛЕНИЕ НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ

-- Насколько объективны различные западные рейтинги, определяющие уровень коррумпированности, в которых Украина занимает одно их первых мест?

-- 23 марта Верховная Рада приняла постановление, в котором говорится о неудовлетворительном положении в сфере борьбы с коррупцией. Могу вам процитировать фрагмент: "Из 6278 протоколов, составленных по коррупционным действиям, к ответственности фактически было привлечено лишь 1998 лиц"! И депутаты тогда признали криминогенную ситуацию в государстве такой, которая угрожает национальной безопасности страны.

Коррупция -- это наднациональное явление. Нужно еще раз вернуться к той программе по борьбе с коррупцией, которую утверждал Президент. Если проблему преступности замалчивать, тогда нам будут ставить "диагноз" за границей. Я категорически не согласен с тем, что мы находимся в первых рядах в мире по уровню коррупции! Может, двадцатые, тридцатые... Но никак не первые. Некоторые мои коллеги спешат заявить, что наше "третье место" -- установленный факт. Ничего подобного. Однако несомненно то, что на Западе отмечают тревожную тенденцию ухудшения ситуации в Украине. И мы должны прислушаться к этим предупреждениям и показать мировому сообществу, что мы реально боремся с коррупцией.

-- Ряд СМИ недавно цитировал ваше высказывание о том, что в украинских судах устраиваются "конкурсы инвестиционных предложений". Что вы под этим подразумевали?

-- Еще в 1996 году мы записали в Конституции, что одним из принципов судопроизводства является гласность и обязательная фиксация судебного процесса техническими средствами. Это значит, что все происходящее во время судебных заседаний, должно быть запечатлено на видеопленке или магнитофонной пленке. Однако арбитражные суды до сих пор не ведут никакой фиксации! А ведь они рассматривают дела на сотни миллионов гривен! Именно поэтому я делал столь резкие заявления в прессе.

Кстати, группа депутатов из нашего комитета предложила Верховной Раде принять закон "О Национальном бюро расследований", в котором поставлено НБР следующее задание -- бороться с коррупцией в органах власти. Это, по-моему, самый оптимальный выход. Если бы парламент в 1998 поддержал президентский законопроект, касающийся НБР, то показатели коррумпированности сегодня не были бы такими высокими. Два года назад данный вопрос был политизирован. Сейчас, как мне кажется, мы нашли правильное решение -- директора бюро должен назначать Президент с согласия парламента. Срок его полномочий не должен совпадать ни со сроками каденции парламента, ни со сроками исполнения своих обязанностей Президентом. Т. е. директор НБР будет защищен от всяческих "наездов"...