1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №188 (689) за 18.10.2000

КАК ПРОСТ ОБРЕЗАЛ НИТИ "КУКЛОВОДОВ"

Спорт и политика -- понятия глубоко совместимые. Политика проникает в спорт, порой опутывает и делает своей марионеткой. Но бывает, встречаются марионетки со слишком острыми углами. Нити "кукловодов" рвутся. Как, например, в истории с Аленом Простом, легендой автогонок Формулы-1.

Отношения Алена с французским правительством испортились еще три года назад, после того как он, завершив карьеру гонщика, приобрел команду "Лижье". Когда командой руководил Ги Лижье, она находилась на иждивении у государственных компаний. У тех просто не было выхода: к этому спонсорству их принуждали. Иногда, правда, доходило до бунта. Однажды на ужине после очередного гран-при с протестом выступил один из главных спонсоров -- национальная лотерея "Лото". Глава компании заявил, что они не заинтересованы в спонсировании "Лижье", так как их основная задача -- создание имиджа работы с процветающими партнерами, а команда "Лижье" в эту категорию не попадает. Прямо сказал: спонсорство -- вынужденный шаг компании.

Ги Лижье был очень дружен с Франсуа Миттераном, так что проблем с подрядчиками не испытывал. Как только ему понадобились двигатели, тут же прилетели гонцы из "Рено" -- ну, и т.д. Что связывало Ги и президента? Трудно сказать. Хотя ходили слухи, что в прошлом Лижье был личным шофером Миттерана.

По мере истечения президентского срока Миттерана Лижье стал терять влиятельность. В конце концов решил сбыть команду. Сначала она стала собственностью Флавио Бриаторе, затем перешла к Тому Уолкиншоу, после чего ее неожиданно приобрел Ален Прост.

Алену пришлось бороться за право получить новый завод, который он хотел разместить в Гьянкуре. Правящие круги хотели, чтобы он остался в Маньи-Кур, и Ален добился своего, лишь пригрозив вывезти команду зарубеж. Однако Прост по-прежнему нуждался в финансовой поддержке. Правительство в таковой отказало.

Ален привлек в команду британского технического директора. Однако прямо перед Гран-при Монако пришлось пойти на попятную: он уволил Дженкинса под давлением бунтовавших французских инженеров.

С отъездом Дженкинса команда совсем сдала позиции. В последние месяцы Прост уже начал подумывать об уходе из Формулы-1... Но он привык бороться до конца. Серьезно взялся за дело и таки выжил в рыночной борьбе. Когда с Аленом разорвала отношения "Пежо" и пришел отказ от "Рено", он решился на резкость. Сделал своим поставщиком итальянскую "Феррари".

Для политических верхов страны это стало большим ударом. Там уже привыкли, что у Франции в Формуле-1 есть чисто своя национальная команда. И с этого можно снимать дивиденды. И так будет всегда. И -- крах... Команда "Прост" более никак не связана с правительством. Ален не обязан помогать в карьере молодым французам, ему не нужно льстить коррумпированным французским чиновникам.

Вряд ли он перевезет команду в Британию, хотя это был бы неплохой выход. В этом случае он избавился бы от назойливых требований французских инженеров и нанял людей, которые знают толк в конструировании первоклассных болидов. Так или эдак, главное, что отныне "Прост" -- независимая команда.