1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (693) за 23.10.2000

150 КИЕВЛЯН ЕЖЕДНЕВНО ПОПАДАЮТ В ПЛЕН

Вы звонили когда-либо по телефону "086" в аварийную службу лифтов? Можете забыть этот номер -- он хотя и есть в каждом справочнике, уже года четыре не действует. Вообще же в столице обслуживанием лифтов и, конечно же, освобождением застрявших пассажиров занимается больше 30 служб. У каждой -- свой семизначный номер. Поди разберись, кто кого должен спасать. Порой доходит до абсурда: набираешь один за другим номера "авариек", а в ответ слышишь: "Это не наша территория..."

Пока соседи разбираются, куда звонить, аварийщики принимают вызов и едут по указанному адресу, а узники поневоле, сидя в заточении от 10 минут до двух часов, проклинают все на свете. И в день таких проклятий звучит не меньше, чем из полутора сотен уст -- в каждом районе столицы человек по десять на практике проверяют, не страдают ли клаустрофобией. Главное в таких случаях не забывать, что застрять между этажами -- не самое страшное, ведь каждый десятый из 18 тысяч столичных лифтов -- пенсионер, в том смысле, что свои 25 лет отслужил и требует замены. Значит, может не только остановиться, но и рухнуть (слава Богу, пока до этого не доходило).

-- Чаще всего лифты останавливаются из-за отключения электроэнергии, например, "вырубили" массив Теремки-1 -- одновременно 300 лифтов стоят, а в половине из них сидят люди, -- рассказывает Анатолий Венглюк, начальник аварийной службы ЗАО "Отис", обслуживающей 11 тысяч столичных лифтов. -- Десятки машин не работают, потому что их обворовали охотники за цветными металлами. В одном только Ленинградском районе наша техслужба заменила отсутствующие детали в более чем 600 кабинах. Это и пусковые катушки, и проводка, и алюминиевое обрамление дверей. Если, скажем, их стоимость около двухсот гривен, "охотники" сдают в пункты приема по 20 гривен. Бороться с этим можно только одним способом -- просто закрыть пункты.

Не выдерживают лифты и перегрузок -- особенно летом, когда люди перевозят в них огромные сумки и мешки с огородов или дач. Не меньший бич -- протекающие крыши. Может ли нормально работать лифт, если подтоплена его шахта? В порядке вещей мелкое вредительство -- разрисованные стены, выжженные кнопки, разбитые плафоны и вырванные "с мясом" устройства для связи с диспетчером. По словам лифтеров, порядок лишь там, где подъезды охраняются консьержами. Оборудовать подобными службами все столичные дома -- лучшее решение проблемы.

...Отправляюсь с аварийщиками по вызовам. На бульваре Шевченко попадаем в пробку. Как объяснил мне водитель машины, их "Нивы" не оборудованы сиренами (по закону не положено), поэтому в пробке иногда приходится торчать больше часа (а ведь аварийную бригаду где-то ждут на помощь!). Подъезжаем в район вызова, но в полутьме разглядеть номера домов практически невозможно. Электромеханик фонарем подсвечивает стены в поисках табличек. Попробуй докажи человеку, застрявшему в лифте, что помощь задержалась по вине местных властей, не соизволивших проследить, чтобы улицы нормально освещались и дома были пронумерованы.

На улицу Волгоградскую, 5 приехали с опозданием. На сей раз узниками оказались парень с девушкой. Освобождение, радость мамы, дежурившей на лестничной клетке, клятвы в будущем ходить пешком...

-- Это простая неисправность, -- рассказывает электромеханик Сергей Чичко. -- Мы ее быстро починим. Хорошо хоть, что пассажиры не возмущались. Иногда встречаются граждане, которые панически боятся темноты или замкнутого пространства -- с такими хлопот не оберешься. Да и в лифте таком стоять противно -- кабина разрисована, на полу куча мусора, мочой воняет. Эх, нам его еще ремонтировать.

Вызовы поступали один за другим, за вечер мы исколесили весь Московский и Зализничный районы. Прежде чем попасть к "узникам" на улице Ушинского, 18, заехали к дежурному диспетчеру в жэк, чтобы взять ключи от лифтового помещения. Редко случается, что ключи хранят у себя жильцы домов, а другого способа уберечь от грабителей лифтовые помещения пока не придумали. "Вот и мотаемся, как белка в колесе, -- негодуют аварийщики. -- Сначала берем ключи в жэке, освобождаем людей, отвозим обратно "отмычки". За это время вызовы накапливаются. О какой оперативности может идти речь?" Как в воду глядели: пока мы приехали по указанному адресу, двери лифта уже взломали, да с таким усердием, что, по словам лифтеров, за день их не починишь.

..."Никогда бы не подумал, что столько людей застревают в лифтах. Лучше ходить пешком", -- решил было я, но, постояв на первом этаже своего дома пару минут и представив, каково пройти двенадцать лестничных пролетов, таки нажал кнопку лифта. В этот раз повезло.