1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (693) за 23.10.2000

"Я ОСВОБОДИЛ СССР ОТ ПОЛИТБЮРО"

Его можно любить -- или не любить, но быть равнодушным к этому человеку невозможно. ВЛАДИМИР КРАЙНЕВ -- пианист с поистине мировым именем, его руками и талантом создается сегодня новое поколение музыкантов. Быть его учеником -- невероятное счастье, считать его своим учителем -- подарок судьбы.

Пока мы с Владимиром Крайневым и его учеником Игорем Четуевым ехали в редакцию "Сегодня", он успел рассказать огромное количество историй и баек, пересыпая их остроумными шутками. С удивлением узнала, что, несмотря на то, что рядом с его домом в Ганновере чудесный лес, Владимир Всеволодович не гуляет там -- некогда. Более того: расстояние в полторы троллейбусных остановки считает для себя непреодолимым препятствием, а мобильным телефоном не пользуется, поскольку убежден, что его пальцы способны нажимать только клавиши рояля.

"ЕСЛИ НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ КРАЙНЕВ, ЗНАЧИТ В КРЕМЛЕ -1"

-- Вы проводите в Харькове конкурс юных пианистов, в Киеве -- Международный фестиваль -- что связывает вас с Украиной?

-- Детство, самые сладкие воспоминания о нем. В пятнадцать лет я уже переехал в Москву. А в 1956--1958 здесь проводились конкурсы, и для нас, детей из Харькова, участвовать в них было большим счастьем. Во-вторых, в свое время здесь жил композитор Николай Сильванский, который написал для меня "Пионерскую сюиту". Став лауреатом двух конкурсов, в 1964 году я играл в Киеве свой первый сольный афишный концерт.

Так как уже после второго конкурса в Харькове мы поняли, что интерес к нему очень велик, мы создали фонд и его филиал в Украине. Тогда и возникла идея фестиваля. Конечно, его можно было организовать во многих городах мира, но так как я принадлежу этой стране, то связи и заинтересованность в развитии фортепианного искусства у меня здесь, а не где-нибудь во Франции или Германии. Я работаю в Германии волею судеб -- или волею зарплаты (к примеру, Наум Львович Штаркман, профессор Московской консерватории, получает сегодня 2000руб., это $70, а бухгалтер -- 28 000 рублей).

-- Владимир Всеволодович, вы не стали уделять больше интереса и внимания педагогической работе, чем исполнительству?

-- Ни в коем случае! Дело в том, что педагогическая работа связана не только с творчеством, но и с "долбодятельством": то, что уже сам понял, должен повторять каждому ученику, ведь сущность искусства игры на фортепиано от перемены слов не меняется. А поскольку я играю на рояле уже 50 с лишним лет, поэтому не надо говорить себе так много: гораздо приятнее выходить на сцену самому, чем переживать за другого, когда он не сделал все, что ты хотел.

-- После предыдущего фестиваля вы уезжали из Киева недовольным, что изменилось с тех пор к лучшему?

-- Сейчас уже все нормально: все встало на свои места и руководство филармонии поняло, что во время фестиваля не надо вести свою политику и вносить свои правила. К сожалению, ни в одной из стран СНГ до сих пор не принят закон о спонсорстве, поэтому у нас всякий раз возникают проблемы.

Вот я завтракал с Геной Хазановым, и он рассказал историю. Его дядя живет в Америке, уже старенький, плохо видит. Так вот, его родственника пригласили в КГБ и говорят, мол, вы бы дядю пригласили в Москву -- мы обеспечим его квартирой в хорошем районе (и, возможно, с телефоном), бесплатное медицинское обслуживание и даже пенсию. Пускай он перевезет сюда свои материальные ресурсы. Этот родственник ответил: "Вы, наверное, меня неправильно поняли: он ведь ослеп, а не ох...ел!" Так вот, люди, которые дают нам деньги на проведение фестиваля -- как раз зрячие!

-- Владимир Всеволодович, тем не менее, концерт-открытие фестиваля ведущая объявила: "Починаємо концерт скрипкової музики"...

-- А в афише заключительного концерта стояло: "Владимир Крайнев -- сопрано"! Это -- мелочи. Они попросили разрешения включить некоторые концерты в абонементы, но несколько наивно выглядело, когда в "скрипичном" звучало пять фортепианных концертов.

-- Вам приходится вникать во все организационные проблемы плюс играть в концертах. Как удается оградить свое "я" от стрессов? В одном интервью вы упомянули термин "антиреагин" -- что это такое?

-- Оградить свое "я" не удается -- оно потом бушует всю ночь. А антиреагин -- это специфическое понятие. Когда возникают неувязки с моими друзьями-артистами во время фестиваля, он не поможет: я мог включать его во время гастрольной деятельности, в быту.

-- Что помогает спасаться от стресса: может, рюмочка коньяку?

-- Во время гастролей и фестивалей -- исключено, а после -- может быть, и не только рюмочка. Но больше всего я любил пиво, правда, теперь вынужден не любить.

-- Вопрос Игорю Четуеву. Вы уже вышли из-под влияния Владимира Всеволодовича, как самостоятельный музыкант?

-- Могу за него ответить: конечно, он просто обязан это делать, и слава Богу!

ИГОРЬ: -- Конечно, Владимир Всеволодович всегда прав! Но я стараюсь что-то делать по-своему -- зачем быть всем одинаковым?

-- Владимир Всеволодович, вы ощущаете зависть по отношению к себе?

-- Даже горжусь, когда завидуют! Значит, что-то из себя представляю (если не завидуют -- значит, ты -- ноль). А когда ненавидят -- еще лучше: значит, ты вообще все хорошо делаешь!

-- Правда ли, что в современном исполнительстве лидируют азиатские нации?

-- Нет. Единственное их преимущество -- это трудолюбие, заложенное в генах, а нам приходится преодолевать вековую лень. В исполнительстве необходимо сиюминутное сопереживание -- это менталитетно невозможно на Востоке. У меня среди 29 учеников в классе есть такие, кто приехал с Востока, и есть девочки, воспитывавшиеся с пятилетнего возраста в Европе: совсем другое восприятие и отдача. Ведь не зря появился анекдот: "Как называется столица Южной Кореи? -- "Сеул". -- "Нет, Джулльярд-скул"!

-- В свое время вы были самым известным пианистом в СССР, и в дни траура по ТВ показывали ваши записи.

-- Насчет известности -- вы не правы: в 70-е годы были и Гилельс, и Рихтер. Но могу сказать с полной ответственностью: это я освободил страну от Политбюро ЦК КПСС! Я перехоронил всех, кого мог. А в 1991 уехал, поняв, что, поскольку мы с Мишей Горбачевым почти одногодки, ждать тут нечего. Как сказал Жванецкий: "Если на первом канале Крайнев -- значит, в Кремле --"-1". А пальцы мои он назвал "когти грифа над падалью".

"Я БРАЛ АККОРД, А ИЗ ПОД КЛАВИШ РАЗБЕГАЛИСЬ ТАРАКАНЫ И МЫШИ"

-- Уехав из СССР, вы ощутили себя свободным?

-- А я всегда был свободным человеком!

-- Даже когда стали "невыездным"?

-- Я был "невыездным" всего полтора года, и не по линии КГБ, а по "фурцевской" линии -- за то, что отказался участвовать в конкурсе Чайковского и сказал: "Иначе у вас в 1970 не будет премии!". (В 1970 г. Крайнев получил первую премию на конкурсе.-- Прим. ред.)

-- Бывали в вашей жизни случаи, когда выйдя на сцену, вы обнаруживали, что рояль расстроен, а играть надо?

-- Ну, во-первых, прийти нужно немножко раньше, и постараться, чтобы инструмент был настроен. Во время гастролей по Союзу были случаи, когда я брал аккорд, а из-под клавиш разбегались тараканы и мыши.
Однажды на Кубе был концерт для моряков и оказалось, что рояль настроен на полтора тона ниже, пришлось играть что-то сольное: начал и понял, что педали не работают...

-- Вашего тестя называли человеком, одержимым профессией, то же говорят сегодня и о вашей жене -- Татьяне Анатольевне Тарасовой. Как вы считаете, состоялась ли она как жена?

-- Смотря что вкладывать в это понятие: если "домохозяйка" -- то не состоялась, а если человек -- друг, с которым можно поделиться самым сокровенным, который всегда рядом в трудную минуту -- тогда да.

-- Трудных минут много? Вы часто встречаетесь?

-- По телефону -- очень часто: каждый день. В ноябре мы встречаемся в Ганновере (она прилетит из Парижа на несколько дней), потом я прилечу в Москву, потом мы встречаемся в Америке, потом ... нигде. Сейчас все это тяжело: у нее на два года -- США, где ей предоставили бесплатные жилье и лед.

-- Вы в курсе последних сплетен о фигурном катании?

-- Ну конечно! Самая последняя -- это было на моих глазах и ушах: когда Марина Анисимова и Пьер Паскаль обрывали Танин телефон, чтобы она их взяла. А я отбивался. И сдуру предложил ей -- единственному в мире тренеру, имеющему золотые медали в трех видах (парное катание, спортивные танцы и мужчины-одиночки) взять девочку. Французская Федерация пригласила ее курировать сборную до 2006 года. Но пока это -- на уровне разговоров, потому что французы... много лягушек съели.

-- Если ваш ученик проигрывает в конкурсе, как вы его поддерживаете?

-- Да все -- сволочи! (Смех.) Наоборот: ненавижу, когда все сваливают на жюри -- всегда говорю, что причину неудачи надо искать в себе, в своих недостатках. А вообще, чтобы быть на 100% уверенным в себе, надо быть на полторы головы выше других.

-- А справедливость присутствует на международных конкурсах?

-- О-о, это -- огромный вопрос: справедливость, компетентность и коррупция, которая сейчас невероятно развита: члены жюри переезжают "блоками" с одного конкурса на другой.

-- Изменилась ли публика в концертных залах?

-- Да, евреев меньше стало. Моя педагог Анаида Степановна Сумбатян всегда говорила, что человек облагорожен еврейской кровью. Дело не в этом, конечно. Интеллигенция все равно остается, несмотря на то, что получила самый сильный удар после перестройки и "незалежности". А это, между прочим, основной контингент, посещающий концерты и спектакли. Но и здесь, в Киеве, и в Москве на наших концертах всегда очень много молодых людей. Это очень приятно и обнадеживает.

-- Владимир Всеволодович, чем занимается ваша мама в то время,как вы путешествуете по миру -- по-прежнему обхаживает ваших учеников, которые живут в вашем доме?

-- Угу. Сейчас вот приехал новенький, Илюша Рашковский. Этот вот -- Игорь Четуев "отжил" уже свое время -- с 15 до 17 он жил у нас. Теперь они с двумя ребятами живут отдельно, а я получаю нагоняи от квартиросдателя.

ИГОРЬ: -- Ну, мы там просто в футбол играли в квартире...

КРАЙНЕВ: -- Слава Богу, что они не играли на рояле, потому что немцы очень любят музыку, но -- в концертном зале. Да мама просто категорически заявила о том, что чтобы Илюша (ему 15) жил отдельно и речи нет. Маме 82 года, она звонит мне каждый вечер, в курсе всех дел.

-- Вы, наверное, имели возможность встречаться и играть с великими музыкантами мира...

-- Был незабываемый момент с Пьером Булезом: мы с ним 7 репетиций провели, но вместе так и не сыграли. Потому что мой коллега Раду Лупу (мы вместе учились у Генриха Нейгауза) заорал прямо со сцены в Лондоне: "Да он не умеет дирижировать!" Знаете, от игры с западными музыкантами никогда не получал такого удовольствия, как, например, с Юрой Темиркановым (это -- как в ванне!), с Валерой Гергиевым... Судя по воспоминаниям Рихтера, Герберт Караян просто издевался над солистами -- сильная личность старается все "подмять" под себя. А выступая с солистом, надо соревнуясь, ему помогать, а не давить.

-- Короткий блиц, пожалуйста. Следите ли вы за тем, какую музыку слушают ваши ученики? Ваш любимый анекдот. По традиции, все гости приглашают нас к себе на дачу.

-- Дачи у меня нет. За тем, что слушают мои ученики, я не слежу -- скорее, за тем, что читают. А потом смотрю на свою библиотеку, в которой огромное количество "прорех" -- они зачитывают, передают друг другу... (В свое время в 7-летнем возрасте я читал Апулея под кроватью, закрывшись одеялом с жужжащим фонариком.) К сожалению, они слушают, конечно, МTV. Я это говно не слушаю, на мой старческий вкус -- то, что происходит в постсоветской эстраде -- абсолютная профанация, позор (эти "Киска моя" и т.д.). Но ведь кто правит бал, тот и музыку заказывает: пришли бритоголовые, у которых затылок переходит прямо в задницу, и теперь, естественно, у нас -- "поп-арт", эстрада "зонная".

Любимых анекдотов много, а последний даже Гена Хазанов не знал. Умер Саддам Хусейн, попал на страшный суд, и Святой Петр ему говорит: "Ты столько всего натворил, что дорога тебе, конечно, только в ад. Но поскольку ты из маленькой страны -- будешь чистить картошку. Он сидит, чистит сутками картофель. Вдруг выдался свободный момент, он выглядывает в окно и видит: сидит Клинтон, а у него между ног Моника Левински. Саддам поворачивается к Петру: "Ну почему, только за то, что я из маленькой страны, мне такое, а ему -- такое?" -- "А ты что, хочешь поменяться местами?" -- "Конечно!" И Петр говорит: "Моника, Хуссейн хочет поменяться с тобой местами!" (Хохот.)

Виктория МУРАТОВА, Татьяна МОЗГОВАЯ,
Галина СТЕПАНЧЕНКО, Людмила КУЧЕРЕНКО,
Владимир ЗАМАНСКИЙ, Оксана ГЕЙДОР