1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (697) за 27.10.2000

"СОБЛАЗНОВ ВОКРУГ МНОГО, А Я -- ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК..."

Сергей Варчук проснулся в одночасье знаменитым после выхода в прокат фильма "Не могу сказать "Прощай!". Потом были десятки картин ("Капитанская дочка", "Меченые" и др.), звездные роли в сериалах "Графиня де Монсоро", "Поворот ключа", работа в престижном театре. Сегодня Сергей снимается в новом сериале Геннадия Попкова вместе со старым другом и коллегой Алексеем Горбуновым.

Наше знакомство началось очень смешно. Вместе с друзьями-журналистами мы покинули одно из кинофестивальных кафе в Бердянске, не расплатившись -- ну, забыли, бывает. Варчук оказался что называется "под рукой" и, мало того, что благородно отдал "долг чести", так еще и слова не сказал при встрече. Если бы не официантка, тревожно опекавшая нас в этот же вечер "на предмет расчета", альтруизм романтического Варчука так и остался бы никем не узнанным. Желая выказать, так сказать, ответную любезность я сделала комплимент его молодой и чрезвычайно хорошенькой жене, но он рассмеялся: "Ты что! Это моя дочь!" Это меня окончательно добило: даже при самой буйной фантазии трудно представить, что у этого юноши с широкой мальчишеской улыбкой такая взрослая дочь.

"КОГДА Я УВИДЕЛ СВОЙ ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР, ПРОСТО РАСТЕРЯЛСЯ"

-- Сережа, после удачного дебюта в картине "Не могу сказать прощай" в тебя влюбилось полстраны. Казалось бы, должен был стать суперзвездой, ведь много снимался, ан нет...

-- Просто с кино не очень везло -- многие фильмы оказались не очень удачными, что-то вообще на экраны не попало. Хотя, среди неизвестных есть и замечательные картины. Например, "Серая мышь" по повести Виля Липатова о четырех алкоголиках, в которой я играл главную роль.

-- И тем не менее, нельзя сказать, что в профессии тебе не повезло. Особенно, учитывая смутные времена, точнее безвременье. Вот слышала, что только что закончились съемки в Японии...

-- Да, я считаю, что эта работа -- просто подарок судьбы. Все господин Случай. Несколько лет назад у меня на спектакле в Театре им.Станиславского были японцы, которые чрезвычайно интересуются русским театром. Когда возник проект этого фильма, они разыскали меня и сделали предложение. Все, что я увидел в Японии меня просто потрясло. Совсем другое отношение к артистам. Когда я увидел свой гостиничный номер, просто растерялся. А на съемочной площадке! После отработки эпизода к тебе подлетает масса людей -- укутывают, суют кофе в руки, куда-то усаживают, бесконечно извиняются... Японцам вообще свойственно чинопочитание и поэтому даже старик может раскланиваться перед моим партнером Такынака Наота, потому что это звезда японского кино. С одной стороны, мир кино везде одинаков: во время съемок в гостинице мы так же ходили по номерам друг друга, устраивали какие-то вечеринки, пили-выпивали. И начинались разговоры: "Сережа-сан, приедем в Токио, я тебя с женой познакомлю..." Но стоило нам приехать в Токио (был перерыв в съемках), меня поселили в гостиницу, дали деньги и на это время "забыли". Так я узнал об еще одной черте японцев -- закрытость личной жизни. Точнее, мне это объяснили русские, живущие в Японии. Если с тобой хотят встретиться, то приглашают посидеть в ресторанчик, и очень редко домой.

-- А гонорары ниже европейских?

-- Выше наших, но, безусловно, ниже европейских. Они это возмещают другими вещами -- например, устроили мне шикарную трехдневную экскурсию в древнюю столицу Киото. Сама по себе эта поездка стоит несколько тысяч долларов. Когда я узнал, что мой билет на самолет обошелся в 3560 баксов, я сказал: (хохочет)"Ребята, а можно лететь не в бизнес-классе, а разницу отдать мне." Но я проходил у них под грифом "русская звезда", и это был вопрос престижа.

-- Японские женщины правда так хороши, как принято об этом думать и писать в шпионских романах?

-- Как бы это сказать... Понимаешь, они особенны тем, что хороши "в контексте". Когда актрису, играющую главную героиню, одевали в национальный костюм и накладывали специальный грим -- передо мной сидела настоящая куколка. Глаз оторвать невозможно. А после съемок она разделась, надела джинсы, маечку, пошла своей косолапой походкой и очарование исчезло. Хотя, сейчас там и в этом отношении кое-что меняется. Современные японки больше едят мяса, изменился рацион, образ жизни -- и появились высокие девушки. (Весело.) К сожалению, их немного.

"БЫЛО ЖЕЛАНИЕ БРОСИТЬ ВСЕ"

-- Понятно, сколько бы ты ни снимался -- проблемы с деньгами будут всегда. Каково сорокалетнему мужчине переживать периоды, когда купюры "заканчивают начинаться"?

-- Были разные периоды, могу сказать честно. Было даже желание бросить все и заняться чем-нибудь другим. Но судьба периодически подбрасывала какие-то соблазны вроде "Графини де Монсоро", которые давали отдушину. Материально становилось не намного лучше, но морально -- да! И тогда я понял, что не обязательно оставлять профессию -- надо просто научиться параллельно зарабатывать деньги на жизнь чем-нибудь другим.

-- А в рекламе снимались?

-- Снимался, причем отношусь к этому спокойно. Разве что выбираю где можно, а где нельзя, учитывая уровень гонорара. У меня был как-то замечательный разговор с Лешей Серебряковым, когда он пожаловался, что деньги заканчиваются, а в рекламу не хочется. Человек принципиально не снимается в рекламе. И он мне объяснил: "Не потому что я звезда, просто не умею этого делать". Хорошо, а что дальше будешь делать, если не будет работы? "Что-что -- пойду на рынок запчастями торговать, потому что меня будут узнавать, а значит, лучше покупать". В принципе я с ним согласен: если человек нормальный и без комплексов, он всегда найдет возможность заработать и как-то перебиться. Как только я это понял, я перестал бояться.

"Я НЕ ЛЮБЛЮ ВЫНОСИТЬ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ОБСУЖДЕНИЕ"

-- Сколько лет дочери?

-- Восемнадцать.

-- И что, Бог миловал, не хочет Саша в актрисы?

-- Слава Богу, нет. Она поступила в институт -- будущий дизайнер. Актрисой она и не хотела быть. Она с детства видела, как это сложно -- и зарабатывать, и семью иметь в этой профессии. Саша выросла с бабушкой, хорошо, хоть в экспедиции, на съемки ее не приходилось брать. Теперь, когда подросла, беру ее иногда с собой на кинофестивали, потому что ее будущая профессия связана с умением контачить с людьми, а здесь в этом смысле очень хорошая школа -- много встреч, много разных нетривиальных ситуаций и интересных личностей.

-- Жена ведь тоже актриса? И это первый брак.

-- Я не очень люблю выносить семейные отношения на обсуждения. Тем более, что в данном случае есть свои сложности... Супруга уже восемь лет работает в Америке с американской труппой, постоянно ездит туда-сюда, и в связи с этим наши отношения складываются не очень просто. Но я не могу ей запретить, понимая, что будь у меня такая возможность -- я бы делал то же самое. И дочь тоже относится к ней сложно... Но, слава Богу, она повзрослела-поумнела и научилась это все дифференцировать.

-- А какой смысл...

-- (после паузы.) Надо подумать.

-- Ты очень коммуникабельный человек. Друзей много?

-- Как раз нет. По натуре я человек открытый, но не люблю навязываться. Если я вижу, что это "не мое", я продолжаю общаться, но только на приятельском уровне. Единственный друг, с которым мы уже много лет поддерживаем отношения, -- это Игорь Ливанов. С ним как-то сразу так сложилось, что мы понимаем друг друга с полуслова. Может, потому что люди одного поколения, может еще какие причины -- кто знает почему одни люди сходятся, а другие -- нет.

-- Кстати, об Игоре. Еще на слуху история его развода -- жена ушла к другому, еще более знаменитому Сергею Безрукову. Почему в актерской среде прочные браки такая редкость?

-- Я тоже часто думаю об этом... В творческой семье, когда встречаются два равнозначных человека, неизбежно начинается соперничество. И либо кто-то кому-то должен уступить, либо это должны быть настолько тонкие люди, которые умеют балансировать и не привносить это все в семью. Впрочем, есть же примеры очень хороших и прочных браков -- Светлана Немоляева и Александр Лазарев. Или, например, Леня Филатов и Нина Шацкая.

-- Представим себе гипотетически, что тебе когда-нибудь еще раз придется обустраивать свою личную жизнь. Женился бы когда-нибудь на актрисе?

-- Ну, этого нельзя загадывать. Разве что гипотетически. В идеале, конечно, не хотелось бы. Но сердцу не прикажешь, поэтому тут могу сказать одно -- как сложится.

-- А ты вообще человек "позволяющий" себе? Гедонист по складу?

-- Все равно я стараюсь придерживаться каких-то мужских заповедей -- не предавать, не обманывать, не подличать. Не всегда это получается. Я живой человек, соблазнов много вокруг, иногда что-то допускаю, потом раскаиваюсь. И тем не менее, стараюсь. А чем старше становишься, тем больше понимаешь, что есть вещи вечные, непреходящие. Так можно пройти мимо чего-то настоящего. Поэтому стараюсь быть более разборчивым и более требовательным к себе и окружающим. (Смеется.) Что называется, пора подумать о душе.