1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (698) за 28.10.2000

ЗАПОМНИТЕ КИЕВ ТАКИМ

Возвращаешься туда, где сто лет не был, и ничего не узнаешь. На месте перекошенной будки, где раньше продавались пирожные по 15 копеек, теперь симпатичная кафешка. А на бывшем пустыре, когда-то заросшем сорняками, -- шикарный супермаркет. И дорога новая, асфальтовая. Цивилизация... Но где же дерево, на котором ребятня с утра до вечера болталась на "тарзанке"? Больше нет, спилили? И такая тоска берет за душу -- жуть.

Киев меняет свой облик стремительно и бесповоротно. Сегодня на карте города не найдешь многих домов и даже улиц, которые существовали еще 15 лет назад. Понятно, что столице, прихорашиваясь по европейской моде, приходится жертвовать старыми зданиями. Но, превращаясь в современную метрополию, Киев теряет что-то неуловимо дорогое. Это принимают близко к сердцу многие киевляне, особенно те, кто постарше. Один из них -- художник Валерий Акопов.

-- Дома и домишки, зачастую лишенные архитектурной ценности, вырастали столь же ненамеренно-естественно и безошибочно-красиво, как вырастают кусты и деревья, -- делится воспоминаниями Валерий Федорович. -- Никакие реставраторы это не восстановят и фотографы не зафиксируют...

Самое печальное для Акопова было в том, что старый Киев уходит, не оставляя следа в изобразительном искусстве. По его словам, со времен Михаила Сажина (XVII в.) у города не было истинно киевского художника, который бы настолько прикипел душой к Киеву, что рисовал бы только его. Не парадную и напыщенную столицу, а ее настоящее "лицо", со всеми убогими и, на первый взгляд, непримечательными задворками.

Мысль об исчезающем городе была для Валерия Федоровича громом среди ясного неба. Он забросил масляную живопись и принялся рисовать Киев тушью и пером. Так быстрее. 15 лет, начиная с 1972 года, художник не занимался ничем другим. За это время на свет появился 91 рисунок. Серия уникальная: мало кто в мире рисует пером и тушью, обычно ими делают наброски. К тому же, техника рисунка интересная -- состоит из мелких штришков. Подделать такое сложно.

Убежденный реалист, Акопов не стал фантазировать или как-то еще самовыражаться в рисунках. Это и дало ему повод утверждать, что картинки являются достоверным историческим документом. Хотя в то время Союз художников называл их не иначе, как "очернительством прекрасной советской действительности". Поэтому, наверное, работы Валерия больше ценились (и ценятся сейчас) не дома, а за границей. Многие авторские копии картин из серии "Старый Киев" разъехались по всему свету. В Лос-Анджелесе на престижной выставке "Малибу Арт Шоу" они даже заняли второе место. Из Третьяковки приезжали, просили продать. Но художник отказался -- хранит все для Киева.

-- Киев до сих пор не понял, что ему это позарез нужно, -- сокрушается Валерий Федорович. -- Многого, изображенного на старокиевских картинках, уже не существует. А всегда так хочется иметь что-то в память о прошлом. Не только воспоминания...