1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №200 (701) за 01.11.2000

ИЗ ДОМУ НА РАБОТУ, С РАБОТЫ -- В МОРГ

Уходя утром на работу, многие из нас даже мысли не допускают, что вечером домой живым можно и не вернуться. Только в этом году в столице на производстве погибли 43 (!) человека.

На самом деле не вернувшихся с работы домой гораздо больше -- 160 человек. Большинство этих людей смерть настигла на рабочем месте, хотя могла это сделать где угодно -- причиной тому возраст, всевозможные болезни, стрессы. А цифра 43 -- это те смерти, которых могло и не быть. Скажете, от судьбы не убежишь? Может и так, но почему тогда показатель смертности на производстве в той же Германии в 40 раз ниже, чем у нас?

Вот он -- "черный список". Сухая статистика, краткое описание обстоятельств -- падение с высоты, обрушившиеся кирпичи и фасадные стены, неправильное использование оборудования и... трагичный исход. Маляр ООО "Проммонтажстрой" поскользнулся и упал с высоты 26,5 метра (7-й этаж) -- на месте трагедии не было предупредительных ограждений, а рабочий был без страховки. Отца двоих детей, 35-летнего бетонщика Виталия Б., придавило балкой. Чернорабочий фирмы "Варяг", нанятый по устной договоренности, чинил крышу, работал без страховки. Сорвался... Оператор-электрик самовольно открыл камеры трансформатора подстанции и был поражен током высокого напряжения. Водитель автоколонны раздавлен грузовым автомобилем предприятия, на котором работал. Столяр ЗАО "Академстрой" упал с высоты 3,5 м из оконного проема при выполнении ремонтных работ. Плавильник КП "Киевтрактородеталь" получил тяжелые ожоги, когда вследствие большого выброса пламени из электропечи на нем загорелась одежда. Неправильное обращение с электричеством унесло жизни двух электромонтеров Дарницкой дистанции электроснабжения Юго-Западной железной дороги -- одному из них было 29 лет, второму -- 20...

СПРАВКА "СЕГОДНЯ". По данным Госдепартамента по надзору за охраной труда, больше всего людей гибнет на стройках -- в этом году 14 человек. Также в столице и Киевской области на производстве погибли 11 транспортников, столько же работников агропромышленного комплекса, 9 человек в социально-культурной сфере и торговле, по 5 -- в машиностроении и энергетике.

По словам Сергея Сайченко, начальника территориального управления по Киевской области и Киеву Госдепартамента по надзору за охраной труда, одна из главных причин трагедий в том, что многие предприятия сокращают у себя службы техники безопасности, а к охране труда относятся как к пережитку советских времен и чему-то второстепенному. По закону, который вступил в силу еще в 1993 году, каждая организация до начала (!) строительных работ должна получить разрешение в инспекции по охране труда. К работам должны допускаться только обученные в установленном порядке рабочие. Кто-то шутит: на то он и закон, чтобы его нарушать. В данном случае не до шуток: 6 из 14 смертельных случаев случились именно на фирмах, не имевших соответствующих документов.

Остальные трагедии произошли на предприятиях, где документы были в порядке, но с техникой безопасности не сложилось. Контролировать соблюдение правил должен госнадзор по охране труда, но как этого добиться на практике? По словам Сергея Ивановича, на всю столицу и область всего 12 инспекторов, курирующих строительные организации, на одного человека в среднем приходится 300 объектов и по 20--23 тысячи рабочих. В лучшем случае, такой "ревизор" появляется на стройплощадке раз в полгода. Но инспектор -- не панацея от бед, от того, что он обнаружит нарушения и выдаст предписания, все сразу не изменится. Прежде всего руководитель предприятия отвечает за жизнь и здоровье людей, в том числе и приехавших в столицу "на заработки" из провинции. Они-то согласны делать что угодно и вряд ли интересуются, все ли правила охраны труда соблюдает осчастливившая работой фирма и какие компенсации предусмотрены "в случае чего". Правовой безграмотностью переквалифицировавшихся в строители учителей и колхозников и пользуются ушлые предприниматели: когда в столице один за другим погибло двое трудяг, было проведено 30 целевых проверок строительных организаций и обнаружено 480 (!) нарушений, запрещена работа на 54 объектах и участках.

Несколько слов о компенсациях. В случае гибели кормильца на производстве его семье предприятие обязано выплатить пять годовых окладов плюс по одному окладу на каждого ребенка или иждивенца. Нехитрые подсчеты: в среднем набегает сумма порядка 20 и больше тысяч гривен. В случае производственной травмы рабочий должен получить компенсацию, размер которой зависит от тяжести увечий. Если же следственная комиссия обнаружит, что человек был на рабочем месте в нетрезвом состоянии или другие нарушения с его стороны, то сумма единовременной выплаты может уменьшиться, но не более чем на 50%. Важная деталь -- право на выплаты и компенсации имеют все без исключения рабочие -- и те, кто заключал договора с работодателем, и те, кто работал по так называемой устной договоренности, то есть "нелегалы". Другое дело, что в последнее время все чаще всплывают на поверхность случаи, когда травматизм на строительстве скрывался. Логика проста -- многие фирмы, чтобы не выплачивать компенсации в полном объеме, договариваются с потерпевшими, а те соглашаются на мизерные суммы, лишь бы не потерять работу.