1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №204 (705) за 06.11.2000

ПАССАЖИРОВ В МЕТРО В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗЕМЛЯН

Сегодня Киевскому метрополитену -- 40. Несмотря на столь юный возраст, он во многом перещеголял своих зарубежных "дедушек", которым перевалило за сотню (первое в мире метро было открыто в Лондоне в 1863 году.

-- Первые киевские станции получились пышными, с богато оформленным интерьером,-- рассказывает директор "Укрметротоннельпроекта" Анатолий Волынский. -- Хотя работать в те годы нашим архитекторам было нелегко. Киев считался провинцией, и каждый мало-мальский вопрос нужно было согласовывать с Москвой. Последствия такой опеки сказываются и сегодня: когда система метрополитена только разрабатывалась, наши специалисты предлагали сделать платформы на шесть вагонов, но московские коллеги были категорически против, зачем, мол, Киеву так много вагонов; в Ленинграде -- 7, в Москве -- 8, а вам хватит и пяти. Теперь, когда город вырос, под землей уже тесновато.
Кроме того, москвичи все время пытались сэкономить на "младшей сестре", предлагая облицевать станции плиткой, сделать узкие платформы и по одному выходу на станции, вместо двух-трех. За каждый проект приходилось "воевать".



СПРАВКА "СЕГОДНЯ". В Киевском метрополитене (третьем по величине в странах СНГ) три линии, длина которых больше 50 км, и 40 станций. Ежедневно услугами этого вида транспорта пользуются 1,5 миллиона киевлян и гостей столицы, а за все эти годы -- около 10 миллиардов. Обслуживают метрополитен 6 700 человек.



А начиналось все на железнодорожной станции "Дарница", когда на специальные тележки сгрузили 24 необычных вагона, а потом электровозом перевезли их через мост Патона по маршруту трамвая №31, с помощью подъемника подали на станцию "Днепр" и "запустили" в тоннель. Кстати, тогда еще не было моста метро, он появился только через пять лет. Во время испытания пять вагонов до отказа загрузили мешками с песком и состав несколько раз пронесся по мосту. Проверял его на прочность тот же машинист, который вел первый поезд в день открытия метрополитена -- Иван Виноградов. Он до сих пор работает в электродепо "Дарница", куда мы и направились накануне праздника.

Депо было создано в 60-м, разместилось на набережной Днепра и только в 65-м "переселилось" на станцию метро "Дарница". Теперь здесь работают 245 машинистов, которые возят нас на 256 вагонах. Сегодня у метрополитеновцев напряженка с этими самыми вагонами. На днях в депо "Оболонь" прикатили двух "новичков", необычных тем, что оборудованы "антивандальными" светильниками, а сиденья в них размещены так, как в трамваях, и обшиты неподдающейся повреждениям тканью, что очень актуально -- вагоны метро очень страдают от вредительства, особенно в дни массовых гуляний и после футбольных матчей.

-- В нашем депо новых вагонов нет, но мы совершенствуем старые, -- рассказывает Виктор Атлас, начальник электродепо "Дарница". -- Демонтируем кабины машиниста, которых по две в каждом вагоне -- оставим по одной в конце и в начале состава. Вместо них установим дополнительные "диваны". Уже в следующем году переделаем так половину своих вагонов.

Несомненное достижение киевского метрополитена в том, что за 40 лет работы в нем не случилось ни одного ЧП, не считая, конечно, самоубийств -- их предотвратить невозможно. Тем не менее, в метрополитене есть своя аварийная служба, которая каждую субботу тренируется на полигоне возле станции "Лесная", выбирая наихудшую ситуацию, которая может случиться, и "прогоняя" от и до ликвидацию возможной аварии.

Не могли мы не поинтересоваться, как вагоны метро моют. Оказывается, сначала их продувают сжатым воздухом, "изгоняя" запах и мусор. Потом поручни, стекла, двери и сидения вымывают до блеска (стиральным порошком, жидким мылом и содой) и каждый день обрабатывают специальным средством, убивающим микробы.

Напросились мы и на "экскурсию" в кабину машиниста, проехали от станции "Лесная" до "Святошино" за 29 минут 45 секунд.

-- В час-пик на две минуты быстрее едем, -- объяснил машинист Василий Василенко. -- Юбилей? Ха, буду праздновать за "штурвалом"... Ничего страшного, мне не привыкать, я уже три года подряд Новый год встречаю то под "Крещатиком", то под "Арсенальной", то на мосту над Днепром. Работа такая...