1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (708) за 09.11.2000

ЕСЛИ КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ, ЗНАЧИТ, ЭТО НУЖНО… СТОЛЕТНИМ СТАРУШКАМ

В детстве я замучил взрослых вопросом, как корабли -- такие громадины -- держатся на воде? Тогда папа все объяснил законами физики. Но теперь вопрос усложнился: почему одни корабли на плаву, а другие -- на дне? За ответом обратился уже не к отцу, а к самому настоящему капитану. Оказалось, что законы физики здесь ни при чем.

Началось все с крушения детской мечты. Будучи маленьким мальчиком, грезил постоять за штурвалом большого корабля, как, например, пятнадцатилетний капитан Жюля Верна. Но когда появилась такая возможность и мы поднялись на мостик теплохода "Академик Глушков", выяснилось, что штурвал-то вовсе не деревянный, круглый и огромный, а пластмассовый, больше напоминающий полумесяц и размером с баранку авто на аттракционах. Эх! Зато посидел в большущем кресле капитана, хотя оно здесь скорее для формы: мой "гид", Анатолий Натяга, признался, что сам сидел в нем всего лишь несколько раз -- у капитана работа такая, все время на ногах. После вычисления по радару расстояния до ближайшего буя пошли на "экскурсию" в машинное отделение -- там такой шум, что вахте приходится пользоваться специальными наушниками. Небольшой ликбез о принципах действия авторулевого (речного "брата" автопилота), и мы уютно размещаемся в каюте капитана в компании симпатичнейшего севастопольца -- кота по кличке Дымок.



СПРАВКА “СЕГОДНЯ”. Анатолий Натяга, капитан теплохода "Академик Глушков", родился в Ленинграде. Отец -- военный летчик -- был сбит в 42-м. Мать погибла в 46-м -- поезд, в котором она возвращалась из Германии, взорвали. Детдом. Когда нашлись бабушка и дедушка в Каневе, 14-летний Толя переехал к ним. Закончил Киевское ремесленное училище, и вот уже 43 года на флоте. Начинал на колесном буксире рулевым, в 27 лет стал капитаном.



-- Каждой эпохе -- свои корабли. В 50-х нас устраивали колесные пароходы, тянувшие баржи до 10 тысяч тонн -- отличные для грузовых перевозок, хотя и доводилось перед каждым труднопроходимым мостом (Кременчугским, например) полностью разбирать рубку, чтобы мост не задеть, -- вспоминает Анатолий Натяга. -- В 1976 году начали обновлять флот, и в Киев пришел первый красавец-лайнер "Евгений Вучетич". Потом "XXV съезд КПСС" (ныне "Леся Украинка"). Почти каждый год прибывало новое судно, последним семь лет назад пришел теплоход "Тарас Шевченко". Вы не представляете, как тогда был загружен флот -- от Киева до Чернобыля движение было таким, что за вахту (четыре часа) можно было разойтись с 10--15 судами. Сейчас идем трое суток -- ни одного навстречу. После аварии на ЧАЭС грузовые перевозки стали невостребованными, да и количество туристов резко уменьшилось.

О плачевном состоянии нашего флота говорится много. Но комфортабельный "Академик Глушков" пессимизма почему-то не внушает.

-- Разруха там, где плохой хозяин. Да, содержание суден дорого обходится. За ними нужен постоянный уход: каждый год -- текущий ремонт, каждые пять -- капитальный, к тому же, топливо подорожало. Но при всем этом "Академик Глушков" только в прошлом году принес 180 тысяч долларов дохода. Благодаря туризму. Понятное дело, что нашему человеку 10-дневный круиз за 750 долларов не по карману, но иностранцы за него с удовольствием выкладывают по две с лишним тысячи. Все пять подобных теплоходов, которые относятся к "Укрречфлоту", загружены вовсю и приносят прибыль, потому что не пожалели на них денег. Семь таких же суден, которые перешли в коммунальную собственность города, стоят без работы. Чтобы поднять их, нужны большие затраты, но ведь игра стоит свеч, тем более что туристов с каждым годом все больше.

По наблюдениям капитана, в одном рейсе порою ездят представители 15 (!) стран. Есть постоянные клиенты, в основном из диаспоры. Семьями приезжают, и не с пустыми руками -- привозят "гуманитарку" для приютов и детей, больных ДЦП.

-- Что их больше всего впечатляет? Трудно сказать: у каждого если не видеокамера, то фотоаппарат. Снимают все подряд, -- рассказывает Анатолий Васильевич. -- Просто эти пожилые люди (моложе 55 редко встречаются) любят путешествовать, им нравится Украина. В недавнем рейсе были две сестры из Канады -- одной 99 лет, второй 102. Собрались на экскурсию. Та, что помоложе, резвенько так пошагала к автобусу, а переводчица ей говорит, мол, нужно, чтобы кто-то с сестрой остался, она ведь еле ходит. Знаете, что услышала в ответ: "Я попереджала, що у її віці нічого в таку далечінь їхати!" Заметьте, на чистейшем украинском.

Но больше всего капитану запомнился другой рейс. В позапрошлом году "Академик Глушков" вез группу из 42 ветеранов немецкой эскадрильи. Старики (почти все на костылях, с протезами, в инвалидных колясках) изъявили желание еще раз пройтись по знакомым со времен войны местам, встретиться с нашими ветеранами. Тогда об этом много писали газеты, мол, конфликта не избежать. Ничего подобного -- деды прекрасно между собой пообщались. И это впечатлило до слез -- ни капли ненависти.