1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (708) за 09.11.2000

ВСЕХ ЛИ УТОПЛЕННИКОВ ВЫТАЩАТ ИЗ ДНЕПРА?

На днях в Киеве в районе Южного моста с речного дна был поднят военный корабль "Морской охотник". Что делало морское судно в пресных водах Днепра, остается загадкой.

Точно известно лишь, что в последние годы своей надводной жизни корабль снимался в нескольких фильмах на киностудии имени Довженко. Поскольку судно военное, то и кино было не про любовь. Чтобы показать, что у войны не женское лицо, во время съемок корабль взрывали, жгли и расстреливали, после чего откатили к столичному речному порту, где бездыханным бросили на произвол судьбы. Там "Морской охотник", набравшись днепровской воды, отправился кормить рыб. Вскоре о нем вспомнили. Подняли и водрузили на прежнее место. Но изуродованный войной, пусть и не настоящей, корабль-призрак не вписался в местные ландшафты и был отбуксирован за Южный мост. Пошел ко дну...

С большим трудом утопленник весом в 400 тонн был вытащен на белый свет бригадой судноподъемщиков, которые и в прошлый раз, девять лет назад, участвовали в его спасении. Теперь "киноактера", скорее всего, распилят на металлолом.

"Морской охотник" -- не единственный корабль, который лег на дно Борисфена. По словам Игоря Астахова, начальника участка АО "Судноподъем", по самым скромным подсчетам в водах Днепра покоятся более чем 300 судов, барж, бесхозного спецоборудования и военной техники времен второй мировой. А сколько всевозможных лодок, катеров, катамаранов -- не сосчитать.

В Гидропарке на берегу Днепра лежит, завалившись на бок, корабль "Тарас Шевченко". Его тезка-красавец, один из самых новых теплоходов, успешно бороздит Днепр, а этому не повезло -- наполовину проржавевшее судно два года медленно умирало на глазах горожан. Вес его -- 700 тонн. А в декабре 1998 г. в киевском речном порту прямо у причала пошел на дно старый пароход "Герой Дудник", один из отсеков которого был наполнен 80 тоннами мазута. "Нарушителя спокойствия" впоследствии пустили на металлолом, но на подъем его ушло больше месяца. "Наше оборудование давно пора списать", -- сетует водолаз первого класса Иван Олейник. Но и без него никак. Судов, которые доживают свой век, все больше. "Количество "титаников" резко возрастает зимой, когда приостанавливается навигация и контроль над плавсредствами практически отсутствует", -- поясняет капитан-механик теплохода БМ-2 Владимир Янгол.

Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый -- повернуть русло реки. Второй -- всерьез заняться судноподъемом и не только потому, что стране нужна чистая река, но и потому, что стране нужен металл.