1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №211 (712) за 14.11.2000

ПОДАЙТЕ МНЕ НА ПРО... ЦВЕТАНИЕ

Их можно увидеть возле выходов из метро, подземных переходов, дорогих магазинов. Кто-то с опущенными глазами и протянутой рукой, другой -- на коленях прямо на тротуаре. Одни крестятся, другие держат картонки с корявыми надписями о своих бедах, третьи заунывным голосом взывают к милосердию прохожих. Кто-то из нас спешит пройти мимо, кто-то задерживается, чтобы бросить пару монет. Но задумываемся ли, кому подаем?

Издревле было принято подавать милостыню нищим. Наибольшую жалость вызывали люди с физическими недостатками. Неудивительно, сегодня многие "косят" под инвалидов. В метро на Куреневско-Красноармейской линии часто можно увидеть чумазого цыганенка с вывернутыми ногами. Передвигается он на руках, подметая полы драными штанами. Малец подползает к сидящим, преданно заглядывая в глаза и настойчиво дергая за полы одежды. Однажды я не выдержала и проследила за ним. Выйдя на станции метро "Тараса Шевченко", где всегда относительно мало народа, я сделала вид, что направилась к выходу. А когда оглянулась, мои подозрения подтвердились: мальчишка стоял на абсолютно здоровых ногах, подсчитывая заработанное.

Много ли можно "выцыганить" у сердобольных людей? Получив 2 гривни, одна "нищенка", созналась, что за пятичасовую вахту она собирает не меньше двадцатки. Но в лучшие дни, когда, например, футбольные фанаты удовлетворены игрой "Динамо", гривен 80 попрошайке обеспечены. А вообще-то многое зависит от имиджа. Вот она, например, 50-летняя женщина, молча сидит на стульчике в подземном переходе, а в руках держит православную иконку с изображением Девы Марии. По ее словам, байкам о "погорельцах" и срочных операциях сейчас практически никто не верит.

То ли дело похороны. В течение месяца я раз пять видела одну бледнолицую даму, собирающую в метро на погребение супруга. А хитрая старушка, промышляющая в районе Сырца, давит на жалость своими рыданиями. Иногда она попеременно перевязывает то один, то другой глаз белым платком. Между всхлипами рассказывает, что даже в 33-м она голодала не так, как сейчас.

Официальные инстанции города всерьез не занимались изучением феномена попрошайничества. Лишь однажды студенты Киево-Могилянской академии под руководством преподавателя социологии, доктора философии Ричарда Л. Ньютсона провели любопытное исследование. Была поставлена цель -- выяснить, почему люди выходят на улицы Киева просить?

Студенты совершили вылазку по злачным для попрошаек местам. Было опрошено 41 нищего. Оказалось, что у многих из них есть родственники и собственный угол, но это не уберегло их от бродяжничества. Одна пенсионерка созналась, что сдает свою конуру квартирантам, потому что не может за нее платить, а сама обитает на улице. Другая респондентка отдала свою квартиру внуку, но тот не нашел для нее комнаты. А 65-летний мужчина откровенно заявил, что он -- алкоголик, и поэтому ни жена, ни дети не пускают его на порог. Нужно заметить, что такие ответы были типичны для пожилых людей. Более молодые на контакт шли неохотно. И после некоторого наблюдения за ними, стало ясно, почему. Например, барышня с ребенком только после "взятки" созналась, что мальчик не ее сын (но ведь прохожие-то думали иначе!). Более того, когда студентка отошла от них на достаточное расстояние, мальчик удалился в противоположную сторону. А через некоторое время к тротуару подъехал автомобиль, из него вышла маленькая девочка и заняла место возле "мамаши". Как видно, кое-кто даже иллюзию превращает в чистые деньги.

Дармовой хлеб для лжепопрошаек вкуснее заработанного собственным трудом. Весьма показательно в этом смысле откровение одной "нищей". "Что естественно, то не безобразно, -- разобиделась она в ответ на мой вопрос. -- Человек дает -- значит вполне обойдется без этих денег. Никакого насилия или обмана. Конечно, я могу пойти работать уборщицей, кухаркой или вахтером. Возможности есть. Но не хочу -- на попрошайничестве я больше заработаю. А что?! Имею право!"

"Для некоторых попрошайничество -- это способ жизни, мышления, -- считает сотрудница Института социально-экономических проблем города, кандидат экономических наук Анна Зализняк. -- Выходя на промысел, они апеллируют к нашим чувствам. И то, что мы подаем, помогает им переступить ту психологическую грань, когда не стыдно просить.
На первый взгляд, в Киеве действительно много нищих. Но посмотрите: пенсионеры собирают бутылки, продают сигареты, старые вещи или простые булавки. Люди с музыкальным прошлым поют, играют на инструментах. Все они работают. Их жаль от всей души. И подаяния им оправданны. Но когда с протянутой рукой ходит молодой мужчина, это не лезет ни в какие ворота. Хотя, с другой стороны, он бы не ходил, если бы ему не подавали."