Выпуск газеты Сегодня №213 (714) за 16.11.2000
НЕ НАДО ЖДАТЬ УДАЧУ, СИДЯ НА ПЕЧКЕ
Снобы считают, что он работает по законам западного рынка, зрители попроще любят его забавные аллегорические фигурки, которые каждый понимает по-своему. (Опять-таки, гостиную квартиры с евроремонтом может украсить.) Звенит бронзовый колокольчик, прикрепленный к усику непонятного зверя, созданного фантазией художника: то-ли рыба, то-ли кит...
Недавно Олег вернулся из Японии, где с успехом был представлен совместный проект "Украина: реальность мифов" в котором вместе с ним приняли участие Николай Журавель и Роман Романишин. Такого успеха в Стране Восходящего Солнца не ожидали даже сами устроители. Выставка показала, что в стране самураев начинают конкретизировать Украину и ее культуру и уже не отождествляют нас со "старшим братом".
Олег поразил японцев еще и своим ростом (190 см): люди подходили к нему и трогали руками, недоумевая: неужели бывают такие гиганты? Много чудного на далеких островах пришлось повидать и пережить: землетрясение, странная еда (горькие сливы и сладкая рыба), и даже в самой дорогой гостинице там спят на полу, на рисовых циновках.
Хорошая мастерская, успешно продающиеся скульптуры, успех и частые поездки заграницу... В его мастерской фантастическое зверье расселось в нишах. На плавниках рыбо-птиц можно исполнить тибетскую музыку, а в центре домашней экспозиции -- гигантские башмаки (собственность автора).
Интересно, когда же этот скромный гигант решил пойти по скульптурной стезе?
-- Мне кажется, что ощущение, что я скульптор, появилось у меня еще тогда, когда я был в животе матери. Я мечтал об этой профессии всю свою жизнь. Закончил профессионально-техническое училище, работал на стройке (первая профессия была далекой от искусства). Я начал по-серьезному лепить, когда мне было 15 лет. Это была маска философа, своеобразное подражание греческой скульптуре.
А потом закончил Киевскую академию и аспирантуру в Высшей школе визуальных искусств в Женеве, одной из самых старых и самых известных в Европе. В Киеве я получил превосходное базовое академическое образование, а в Швейцарии, я достиг настоящей творческой свободы.
-- Как вам удалось поступить в Швейцарии в аспирантуру? Это ведь дорогое удовольствие -- жить там и учиться?
-- Поступил я просто: подал документы. До Швейцарии добрался благодаря личной поддержке Джорджа Сороса, которому понравились мои работы. А зарабатывал искусством. Там меня пригласили оформить выставку фирмы "Картье" в Женеве, в 1994 году, многие работы были сразу куплены.
-- Вас считают удачливым скульптором. Что в вашем понимании удача?
-- Есть труд, и есть результат труда. Если человек сидит на печке и ждет удачи -- это не выход. Вместо того, чтобы много говорить, нужно что-то делать и шаг за шагом добиваться этой удачи. Так можно дойти до вершины большой горы. Я люблю все делать равномерно, спокойно, не растрачивая силы понапрасну. Делать только то, что дает возможность приблизиться к цели, ведь цель -- как мираж, она все время куда-то дальше уходит.
-- Что означают ваши дивные зверьки?
-- Это все аллегории, созданные под впечатлением готической скульптуры. Мне удалось больше года поработать в Тулузе (по приглашению филантропа мецената Жана Клода Де Круа) и это тоже повлияло на мое творчество.
-- Сколько вам лет и какой главный вывод вы сделали к этому времени из жизни?
-- Мне 40, и я понял, как много времени потрачено зря. Мне сейчас попала в руки книга "Философия искусства" Бранского, совершившая, буквально переворот в моем сознании. Прочитав ее, я осознал, что искусство не есть продукт коллективного сознания, это продукт индивидуальный и предметом искусства может стать любой предмет. Я долго не мог понять, будучи еще студентом как так получается, что я вылепил серьезную постановочную скульптуру, а после просмотра преподавателями она уничтожается, как отработанное сырье. А тут кто-то начертил две полосы -- и это считается произведением искусства. Если мы не знаем японского, язык ведь от этого не перестает быть языком, понятным людям, говорящим на нем. В искусстве многое зависит от интуиции. Осознание в творчестве, понимание -- это уже задачи искусствоведов. Для меня важно, когда человек пытается минимальными средствам выразить свою мысль.
Сейчас планируем большую выставку в Третьяковской галерее, Эрмитаже,Тейт Гэлери (Лондон) следующей осенью и в 2002 году в Метрополитен Музее в Нью Йорке.