1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (716) за 18.11.2000

В ПРОШЛОМ ВЕКЕ КИЕВЛЯНЕ ПЫХТЕЛИ, КАК ПАРОВОЗЫ

"Реклама -- двигатель торговли" -- не совсем точное определение. Первый отечественный рекламист Метцель в 1878 году двигателем торговли назвал объявления. В XIX веке газеты просто кишели ими. Что же "объявляли" киевляне?

Первая в России газета "Ведомости", освещавшая хронику придворной жизни, давала рекламные объявления такого содержания: "Требуется лакей трезвого поведения, знающий поварскую должность, в случае нужды -- кучерскую" или "Продается дом на веселом и бойком месте". Газета "Киевские объявления" публиковала сведения о ярмарках, ценах на товары и валюту, сообщала о приезде известных лиц. Названия "Киевская справочная газета", "Киевский листок объявлений", торговый бюллетень "Киевская биржа" и ежедневная "Киевская торговая газета" говорят сами за себя.

Перелистаем несколько местных газет.

"Имею честь доложить уважаемой публике, что я в Киеве снова открыл винный магазин. Также имею депо сигар и папирос, которые при значительных покупках продаются со скидкой в цене. В Подольской и Печерской частях подвалов нынче не имею, а продажа производится лишь в моем магазине на большой Крещатицкой улице. Э. Шипц". ("Киевские губернские ведомости", 1851 г.). Кстати, табачный бизнес тогда процветал в Киеве. Горожане пыхтели сигарами, как паровозы. Недаром, когда улицы Печерска были уложены деревянными тротуарами, на каждом перекрестке висело объявление о запрете здесь курить. Об урнах "отцы города" не подумали.

Творцы табачных изделий довольно искусно "окуривали" публику. Один из предпринимателей прославился тем, что ежедневно на страницах вечерних газет помещал рекламу собственной продукции в стихотворной форме. Вот один из "шедевров": "Жил да был король табачный по фамилии Эгиз. Подготовил он удачный для своих курцов сюрприз..." Далее перечислялись пагубные "сюрпризы", предлагаемые киевлянам фабрикантом Иосифом Эгизом.

Встречаем на страницах киевской прессы и сообщения о последних "криках моды". Вот информация, опубликованная газетой "Киевские губернские ведомости" (1846 г.): "Страсбургский житель Жане-Жак Фрака (Франция) первый вздумал моду носить фраки, и за эту выдумку он однако ж дорого поплатился: господин Фрака был казнен на гильотине". А ведь через каких-нибудь полстолетия этот стиль одежды станет неотъемлемой частью гардероба представителей высшего светского общества.

Некоторые киевские издания не только печатали рекламу, но и старались прорекламировать себя сами, придумывая оригинальные названия: "Сапоги всмятку", "Увы и ах!!!", "Заклепка", "Гвоздь", "Хрен". Местные предприниматели также предпочитали называть свои заведения пышными наименованиями, заимствованными за рубежом. В центре Киева были гостиницы: "Пале-Ройяль", "Франсуа", "Бель-Вю", "Эрмитаж", "Англия", "Лондон", "Франция", "Париж", "Америка", "Нью-Йорк", "Италия", "Сан-Ремо". Кстати, романтически настроенные киевляне, отдавая дань европейским достопримечательностям, внедряли их названия в целые городские районы. К югу от университета находился Латинский квартал (по аналогии с таким же кварталом в Париже). Пространство между Фундуклеевской (Б. Хмельницкого) и Обсерваторной называлось Швейцарией, а приднепровская местность в окрестностях Предмостной слободки -- Венецией.