1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №218 (719) за 22.11.2000

"НИ ОТ КОГО НЕ ЗАВИШУ И ДЕЛАЮ, ЧТО ХОЧУ"

Она -- суперзвезда. Она для многих -- певица №1. Она -- настоящий музыкант. Но при всем при этом ЛАРИСА ДОЛИНА -- настоящая женщина: если поет -- то во весь голос, если любит -- всей душой.

В свой последний визит в Киеве королева эстрады жила в апартаментах "люкс" в гостинице "Дніпро" (которыми, кстати, была не особенно довольна) и легко развеяла миф о том, что ест через день. Она съела полбанана и виноградину! А после концерта, отправилась на Мерседесе авторитетного друга в ресторан "Царское село"...

В ее концерте не было декораций с наворотами (только звездочки на черном заднике), на сцене -- группа "Скитальцы" и одна звезда: непревзойденная и трогательно-искренняя, любимая и горячо любящая (нужно было видеть, как, спиной к своему Музыканту, Певица двигалась абсолютно синхронно с ним!). Она меняла наряды и взрывала зал новыми откровениями. Она дарила публике свои песни так, как может одарить только королева. Она -- Лариса Долина и в песнях, и в своих редких откровениях перед журналистами.

"НА ЗАПАДЕ МЕНЯ НОСИЛИ БЫ НА РУКАХ"

-- В программе "Пока вы со мной" -- тема любви, красивые мелодии, тексты, которые задевают душу, и прежде всего -- мою, потому что все зависит от того, как я подам песню. Здесь и мои старые шлягеры, и попурри на зарубежные хиты, которое сопровождает меня по жизни.

Были времена, когда я не гастролировала -- тогда мне было плохо. Сейчас чувствую себя очень хорошо и уверенно. Слово "конвейер" ко мне не имеет никакого отношения, каждый концерт -- живой, я не пою под фонограмму.

Когда я начинала карьеру в Советском Союзе, Москва была центром этой Вселенной, куда ломились все. Я уехала из Одессы прямиком в Москву и никогда не собиралась делать карьеру в Киеве. Думаю, что, в принципе, сделала правильный выбор. Но если бы я была москвичкой... сложно предполагать, но у меня не было бы столько лет проблем с жильем, а быт очень важен для состояния души. Москва меня много лет не принимала -- всего несколько лет назад стала москвичкой.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Лариса Долина родилась в Баку, когда ей было три года, родители переехали в Одессу. Жили в коммуналке. Отец работал на стройке стекольщиком, мать была машинисткой. В 13 лет девочка вместе с друзьями из самодеятельности начала петь в ресторане (родители приводили и забирали). Закончила музыкальную школу по классу виолончели, в 16-летнем возрасте начала петь практически профессионально (первая наставница в этом жанре -- Татьяна Боева), с 17-ти участвовала в джазовых фестивалях. Работала в оркестре Анатолия Кролла.


-- Сильна ли сейчас конкуренция и ощущаете ли вы последствия того, что не принадлежите ни к одному из кланов?

-- Я "взлетела", одна из немногих, кто не вылезает из гастрольных поездок, собирая везде аншлаги, и это многим людям не дает спать, жить, делает их злыми и завистливыми: я это чувствую на себе. Я белой вороной себя чувствую! Я -- вне шоу-бизнеса, вне этой тусовки -- не люблю этого. Хотя, в принципе, уютно: ни от кого не завишу, ни у кого ничего не спрашиваю, делаю, что хочу. А с другой стороны, если бы я была такой звездой на Западе, отношение было бы адекватным -- то есть, меня бы носили на руках в прямом смысле слова. В России ситуация другая. У меня очень много завистников . Из зависти совершаются самые страшные преступления, это самый страшный грех на земле!

Звание народной артистки для меня очень много значило. Поверьте мне: если кто-то из артистов скажет, что ему не нужны никакие звания, это неправда. Звание нужно прежде всего для себя -- ведь никаких льгот оно не дает. При коммунистах звания раздавались за взятки, причем, больше половины артистов со званиями не были известны никому. Последние несколько лет звания дают очень редко. Я считаю, что заслужила его, просто оно должно было быть немного раньше. А ответственность у меня как до звания, так и после -- "пере", и это правильно: лучше так, чем "недо"!

"КАК ТЯЖЕЛО БЫЛО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ АКЦЕНТА!"

-- Лариса Александровна, вы часто бываете в Одессе и что она значит для вас сегодня?

-- Одесса прежде всего для меня -- это моя мама. (Она в этом году умерла.) По молодости я не понимала, что это -- город, который меня взрастил, взлелеял, в котором я запела. Наверное, должна придти какая-то человеческая мудрость, когда ты понимаешь, что есть нечто намного более ценное, чем какая-то суета, что греет душу. В последнее время я очень ностальгирую, благо, есть возможность чаще приезжать туда -- и получаю такое удовольствие, когда хожу по Дерибасовской и по улицам, где когда-то ходила маленькой девочкой, спускаюсь на Морвокзал, приезжаю туда, где мы жили с мамой и папой на старой коммунальной квартире. Я захожу во двор, не стесняясь, звоню в дверь в доме, где мы прожили девять лет (переехали, когда мне было 7, а уехали в 16), там из наших соседей никого уже не осталось. Мне открыл парень, который увидел меня и не понял, во сне это или наяву. Я его похлопала по плечу: мол, все нормально! "Покажите мне комнату, где мы жили". Поэтому Одесса -- не просто мой родной город -- это моя отдушина, это ассоциации с добротой и теплотой. У меня там остались замечательные друзья. Вообще, это отдельный город, там люди по-другому воспитаны, из другого теста что ли сделаны -- как будто их рожали какие-то необыкновенные женщины!

Это я потом поняла, ведь когда живешь в родном городе, все воспринимаешь естественно, нормально. А когда приезжаешь через много лет и слышишь этот акцент и так далее...

-- А он у вас тоже был, интересно?

--Был, был, был! Как тяжело было от него избавляться, сколько я получала шишек из-за него, когда только приехала в Москву! Боже мой! У меня на телевидении и радио были такие "крестные мамы", которые мне просто закрывали рот: "Прекрати немедленно, срочно избавляйся от акцента!" Помните, как в "Карнавале": (с мягким "г"): "У нас так все говорят! Что за город -- то горы, то пригорки!"

Но избавилась я от этого очень быстро: у меня есть способности, я легко осваиваю диалекты и специфику речи. Языков, правда, знаю немного: английский, армянский.

-- Когда-то в передаче "Музыкальный ринг" вы сражались с Ириной Отиевой, я, честно говоря, болела за нее. Вы в то время только-только "ушли из джаза"...

-- ...И вы подумали, что все забыла, туда-сюда?.. В новой программе снова есть джазовые моменты, чтобы народ не забыл.

-- А теперь вы -- на высоте. Приходилось проигрывать, или чувствуете себя победительницей по жизни?

-- Нет, Я не проигрываю: я -- лидер, всегда себя чувствовала победительницей и привыкла выигрывать: делаю для этого все возможное и даже невозможное!

-- Ради чего вы могли бы отказаться от своей цели?

-- Даже не представляю себе. Единственное, о чем сейчас я могу подумать -- когда-то надо будет уходить. Могу сказать, что это будет не скоро -- назло моим врагам и завистникам, но когда-то все же произойдет. Для меня это, наверное, будет самое страшное в жизни -- страшнее ничего не может быть! Как это произойдет -- не знаю: боюсь об этом думать. Когда задумываюсь, меня охватывает ужас какой-то и оцепенение.

(Илья Спицын: -- Мы подстроим тебе авиакатастрофу.

Лариса Долина: -- Спасибо, любимый! Только вместе с тобой!)

ОБ ИЛЬЕ СПИЦЫНЕ -- МУЗЫКАНТЕ И МУЖЕ

-- С его появлением изменилось очень многое. Я пошла по другому пути, который мне очень нравится. Программу мы режиссировали вдвоем.

Любой артист должен пережить какие-то стрессовые ситуации, чтобы четко разделять добро и зло (это помогает в творчестве), чтобы он ответственно относился к тому, что делает и не обманывал свою публику. Пройти трудности нужно обязательно, я их прошла очень много. Бывает так, что добившись определенной высоты (это довольно частое явление, что очень обидно), человек забывает людей, которые ему когда-то помогали, друзей, которые были рядом. Меня, к счастью, Бог миловал: столько всякого натерпелась, жизнь так часто била по башке, что научилась отличать добро и зло, разделять главное и второстепенное. И я никогда не забываю тех, кто сделал для меня в жизни что-то хорошее. Артиста вдохновляет само сознание, что его любят. Он хочет нравиться и становится лучше: выпрямляет спину и начинает улыбаться...

-- Еще раз вы меня поразили, когда сказали, что голос для певицы -- это не главное. Вы по-прежнему так считаете?

-- Знаете что? В моем жанре может быть и не главное.

(Илья Спицын, снова не выдерживает: "Главное -- это голос! Для певицы -- это главное, если он есть, все остальное приложится, а если его нет"...)

У Шарля Азнавура, которого я просто боготворю и очень люблю, голоса нет, но когда он поет, хочется плакать! Вот и все. Таких, как он -- много. Там. У нас таких нет. Разве что Марк Бернес, который тоже пел душой, мурашки бегали по коже, и все плакали...

Голос не зависит от жанра: джаза, поп-музыки или рок-оперы. Это -- аппарат, который дала природа. Голос дает возможности петь в разных стилях, одним из которых является джаз. И, кстати, поверьте мне: джаз можно петь и не имея голоса.

Я просто певица -- и больше ничего. Могу вас огорчить или обрадовать, но реноме серьезной певицы до сих пор за мной сохранилось.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
"Равной Ларисе нет!" -- сказал дирижер Евгений Светланов. "Лучшая певица России" -- характеристика Иосифа Кобзона. "Певиц на сцене как грязи, а поет одна Лариса" -- метко подытожил непревзойденный Михаил Жванецкий.

-- На сцене я "играю" песни: могу сказать, что мне в каждой что-то близко. Одной из самых дорогих всегда будет "Телефонная книжка", теперь прибавилась "Запретная любовь" из "Сибирского цирюльника" -- это было потрясение. Никита Михалков хочет снять на эту песню клип, который будет раскручивать на Западе (если решится проблема с авторскими правами).


В ХОККЕЙ ИГРАЮТ НАСТОЯЩИЕ ПЕВИЦЫ

-- Когда я училась кататься на коньках -- падала, и не единожды. Ну синячок, ну пройдет -- зато научилась кататься, мне это очень нравится! Даже не могла предположить, что так будет: у меня и у Лолиты, Лаймы -- у нас настолько разные пути и графики работы, что мы элементарно не можем собраться на тренировку. Во вторых, у Паши Буре начался сезон -- он играет вовсю. А у моего мужа, который тоже хороший хоккеист (раньше играл два-три раза в неделю с друзьями) и мог бы тренировать, нет времени. Сейчас у нас слишком много других дел.

-- Как успехи вашей дочери? Чем она сейчас занимается?

-- Ангелина учится в одиннадцатом классе, уже начала подготовку к вступительным экзаменам в Институт международных отношений в Москве на факультет международного права. Изучает право, компенсирует пробелы в русском языке и литературе, потому что после четырех лет учебы в Англии она настолько забыла родной язык, что когда мы с нею начали писать диктанты, у меня шевелились волосы на голове. В предложении из пяти слов она делала восемь ошибок! К счастью, уже "подтянулась", потому что в ее лицее индивидуальный метод обучения: она в классе -- одна. Английский у нее замечательный, но продолжает дополнительные занятия: не хочу, чтобы она поступала в вуз "по блату". Хочу, чтобы она всего добилась в жизни сама, чтобы ей хватило упорства, целеустремленности и умения добиваться цели.

"В ЖИЗНИ НИЧЕГО БОЛЬШЕ НЕ УМЕЮ"

-- Бизнесом, к счастью, не занимаюсь: Бог миловал -- и не хочу! Потому что всю себя хочу отдать творчеству -- для этого я создана. Я в жизни ничего больше не умею: ни бизнесом заниматься, ни считать деньги. Если появляется какая-то лишняя пачечка денег -- я их сразу трачу, не умею быть экономной.

Это такая болезнь многих звезд моего поколения: когда-то мы работали буквально за копейки. И когда пришел к власти Горбачев, который дал нам возможность зарабатывать более-менее приличные деньги, у нас началась такая, знаете ли, эйфория: мы стали покупать одежду. Уже вроде бы и шкаф переполнен, и ничего не надо, а ты все покупаешь... Это сохранилось с тех времен, когда хотелось купить, а денег не было. Правда, сейчас я немножко успокоилась. Не так уж много мне нужно, в принципе, у меня все есть -- я человек, которому нужно ровно столько, сколько нужно. Но если бы появилась у меня большая сумма денег -- говорю совершенно искренне: потратила бы на благотворительность.