1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №219 (720) за 23.11.2000

РАСПРОСТРАНЯЯ СЛУХИ О ПОКУПКЕ ГАЗА, "СИБАЛ", ВЕРОЯТНО, БЛЕФУЕТ

Агентство "Bloomberg" и большинство московских газет распространили на днях заявление председателя Высшего научно-консультационного совета при президенте группы "Сибирский алюминий" Константина Ремчукова о том, что "Сибал" приобрел блокирующий пакет акций ОАО "ГАЗ" (25% плюс 1 акция). Ни одна из газет не связала это событие с Украиной, только некоторые отечественные телеканалы упорно продолжали повторять:"Сибал"получил контроль над ГАЗом. Ситуация требует тщательного анализа, поскольку "Сибал" является собственником НГЗ и имеет ряд обязательств перед правительством Украины, и претендует на участие в конкурсе по продаже ЗАЛКа.

Информации от источника в виде Ремчукова и анонимных лиц мало кто доверяет. Как справедливо отметила пресс-секретарь ОАО "ГАЗ" Инна Петрова, руководитель консультационного совета -- не совсем то должностное лицо группы "Сибирский алюминий", которое может делать подобные заявления. Пресс-служба группы "Сибирский алюминий" пока не делала никаких заявлений, молчит и высшее руководство "Сибала".

В октябре Сибалюминий уже комментировал слухи о том, что он скупает акции ГАЗа следующим образом:

"...мировые цены на алюминий не растут так сильно, как цены на нефть, и в нашей ситуации покупка такого достаточно проблемного предприятия, как ГАЗ, - это самоуничтожение".

"...после приобретения находящихся в глубоком кризисе Павловского автобусного завода, Жирекенского ГОКа, Авиакора, "Гидроавтоматики" и других предприятий, для "Сибирского алюминия" было бы самоубийством взваливать груз такого большого предприятия как ГАЗ, тем более, находящегося в кризисе…

"...Группа "Сибирский Алюминий" не намерена покупать контрольный пакет акций АО "Горьковский Автомобильный Завод"…

"...появившиеся в ряде СМИ сообщения о том, что "Сибалюминий" скупает акции ГАЗа -- полная чушь"

На протяжении 2000 г. "Сибал" неплохо прикупился. Однако этот шоппинг подсадил его ресурсы. … "в этом году группа потратила "довольно большие средства" на приобретение контрольных пакетов акций таких предприятий, как БКМПО, Авиакор, АО "Павловский автобус", Жирекенский ГОК, и сейчас занята инвестиционными программами развития этих предприятий».

К этому списку можно добавить еще отечественный НГЗ, и намерение принимать участие в конкурсе по продаже ЗАЛКа. В то же время "Сибал" уже признал, что не может самостоятельно развивать "Авиакор», и выполнять свои обязательства по нему. Относительно выполнений обязательств по НГЗ (постройка алюминиевого завода), группа тоже не слишком продвинулась. В украинских СМИ прошла информация о том, что группа купила промышленную площадку под сооружение завода. Однако ряд изданий считают, что это не более чем блеф.

О скупке ничего неизвестно ни руководству и акционерам ГАЗа, ни администрации Нижегородской области (губернатору в частности).

Сообщает пресс-служба ГАЗа:

"За последнее время в составе акционеров Горьковского автомобильного завода (Нижегородская область, ГАЗ) не происходило никаких серьезных изменений."

По данным нижегородской службы новостей:

"Губернатор не подтверждает факт приобретения группой "Сибирский алюминий" блокирующего пакета акций ОАО "ГАЗ".

Вряд ли сейчас вообще кто-то проводит на рынке серьезную скупку, это больше похоже на рядовую спекуляцию в рамках $1-2 млн. Объем торгов по акциям ГАЗа увеличился, однако колеблется от $90 тыс., до $250 тыс. Учитывая общее оживление на рынке по акциям ГАЗа, что и привело к некоторому росту цен, эти объемы пока явно не свидетельствуют о попытках какого-то из участников собрать контрольный пакет. Его рыночная стоимость при цене $40 за акцию превысит $150 млн. И покупка даже 2-3% на открытом рынке может невероятно взвинтить цену. Никаких сообщений от крупных акционеров ГАЗа о продаже пакетов тоже пока не поступало.

Директор департамента корпоративных отношений группы "Сибирский алюминий" Андрей Константинов так комментировал ситуацию: "Если верить представителям прессы, то нет такого предприятия, которого бы не купила группа "Сибирский алюминий". Наш пресс-секретарь и я говорим, что никаких акций "ГАЗа" "Сибал" не покупал".

По большому счету, сами российские СМИ не уверены в том, какую долю акций ГАЗА заполучил "Сибал". Более лояльные к группе называют 30-40%, другие, пишут 25%, в третьих находим цифру 10%, и наконец, встречается просто "много", или "существенно», или "заполучил контроль». Все это дает основания предполагать, что материалы имеют заказной характер. Иными словами, являются PR. Причем черным, поскольку его заказчик не обнародовал своих реальных целей, а сама информация не внушает доверия.

Позавчерашнее противоречивое сообщение в "Коммерсант-Дейли", на наш взгляд, свидетельствует о заказном характере темы. Две цитаты из заметки "Группа "Сибирский алюминий" рассчитывает до середины декабря получить контрольный пакет акций ГАЗа" совершенно не соотносятся.

Группа "Сибирский алюминий" рассчитывает до середины декабря завершить скупку акций Горьковского автозавода и получить контрольный пакет акций предприятия.

Между тем в "Сибирском алюминии" заявляют, что ни сама группа, ни дружественные ей компании в настоящее время не ведут скупку акций ГАЗа.

Непонятно, как группа может одновременно заявлять о намерении купить контрольный пакет, и отрицать скупку акций.

Если все это представление заказано "Сибалом", то с какой целью. Обратим внимание на дату "до средины декабря". Почему же так не терпится? Скупая акции такими темпами, можно и рынок сорвать. Ответ прост. На нашему мнению, ни контрольный пакет, ни блокирующий не нужен, да и не по зубам "Сибалу". Ему нужен украинский ЗАЛК. Именно поэтому завод подает знаки правительству Украины о том, что он выполняет свои обязательства по НГЗ, и имеет выход на высокоприбыльный автомобильный рынок, что немаловажно для ЗАЛКа. ЗАЛКу необходим инвестор, который предоставит доступ к прибыльным растущим рынкам.

Пока украинские эксперты склонны считать наиболее реальным претендентом на ЗАЛК российскую компанию АвтоВАЗ, которая по заявлению ее представителей, готова платить деньги за пакет акций, а не рассыпаться в инвестобещаниях, компенсировать с участием Внешэкономбанка обязательства государства по просроченному кредиту, который ЗАЛК получил от итальянцев, имеет стабильный рост производства и потребления алюминия, собирается расширять номенклатуру и объемы продукции. У АвтоВЗАа и ЗАЛКа сложились давние партнерских отношения ЗАЛКа и ВАЗа. Запорожский и Тольятинские заводы полностью отработали специфики технологических и финансовых циклов, номенклатуру и характеристики сплавов.