1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (723) за 27.11.2000

КАК ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ

Согнутая в три погибели бабуля резво соскочила с бровки и побежала через дорогу. В одной руке -- авоська, из которой торчал батон, другой старуха изо всех сил размахивала в такт. Ни зебры метрах в десяти, ни, тем более, красного света бабуля в упор не видела. Движение на обычно тихом проспекте в этот раз, как на зло, было интенсивным. Моросил противный дождик... Резкий звук тормозов -- сумка с батоном отправилась под колеса автомобилей на встречную полосу, бабуля осталась лежать на разделительной линии...

Этот случай всплывает в памяти всякий раз, когда вижу беспечного пешехода, бросающегося наперерез машинам к остановке троллейбуса на противоположной стороне автострады. Кому-то везет, кому-то -- не очень: по данным столичной ГАИ, именно пешеходы -- причина 55% всех ДТП, только за десять месяцев этого года в Киеве по своей вине погибли 116 человек, с травмами (которые не всегда ограничиваются синяками и ушибами) "скорая" увезла 1023 человека.

Как рассказал Петр Кожухарь, полковник милиции, начальник Госавтоинспекции Киева, нарушая правила дорожного движения (ПДД), пешеход "подставляет" не только себя, но и других, ни в чем не повинных людей -- тех же водителей, которые, пытаясь избежать столкновения, зачастую сами попадают в серьезные аварии. А ведь наказать "ходока" гораздо сложнее, нежели "ездока"! На последнего можно наложить штраф и сделать ему отметку в талоне, пешего брата штрафами не запугаешь -- у многих из них ветер в карманах гуляет. Поэтому инспектор, заметив нарушителя ПДД, чаще не требует от него 1,70-8,50 грн. штрафа, а проводит воспитательную беседу. Иное дело, если пешеход создает аварийную ситуацию, тогда и наказание строже -- от 85 до 170 грн., от ответственности ему вряд ли удастся уйти.

Взрослые-то привыкли учиться на своих ошибках, а если с нас берут пример маленькие пешеходы? Стоит лишь раз на глазах у ребенка или вместе с ним перейти улицу не там, где надо, все ваши нравоучения на тему правил дорожного движения останутся лишь словами. Результат? Недавно на Парковой аллее под колеса "Жигулей" попала 11-летняя девочка, которая вместе с мамой переходила проезжую часть в запретной зоне. В итоге ребенок в тяжелом состоянии госпитализирован. А всего в январе-октябре этого года в столице пострадали 223 ребенка, один из них погиб.

Зная недисциплинированность некоторых родителей, госавтоинспекция "ходит" в массы, в том числе в школы. Преуспел в этом деле Днепровский район, где возле школ инспекторы, дружинники, охранники организовали дежурство и, если кто-то из детей нарушает ПДД, строгий дядя милиционер поговорит с ним "по-мужски", а потом еще и в классе ждет моральная взбучка. По наблюдениям инспекторов, метод действует -- особенно на младших школьников. Сейчас госавтоинспекция внедряет эту практику во всем городе, нужна лишь поддержка педагогов.

Последним, как и большинству взрослых людей, самим нужно многому учиться и не верить в разного рода мифы, например, в то, что пешеход, переходящий дорогу в свете автомобильных фар, хорошо виден водителям. "Это чистейшей воды самообман, -- рассказывает Петр Кожухарь. -- Большинство наездов на пешеходов регистрируются именно в вечернее время, потому что преломление лучей от фар встречных автомобилей делает пешехода практически невидимым на дороге, что и приводит к ДТП. Хотел бы дать пешеходам несколько советов. Середина проезжей части, ее осевая -- самое опасное место в условиях недостаточной видимости. Поэтому, переходя дорогу в нерегулируемых местах, постарайтесь сделать это так, чтобы не останавливаться на середине пути. Рассчитывайте, что все нужно сделать в один проход. Ни в коем случае не выходите на дорогу перед крупногабаритным транспортом -- водитель идущей во втором ряду машины наверняка не успеет среагировать на ваше внезапное появление и избежать наезда".

И еще одно житейское правило. Даже если вы переходите дорогу по "зебре", да еще и на зеленый свет, все равно смотрите по сторонам. Бывает же, как в армянском анекдоте: если водитель едет на красный свет, значит, ему очень надо. Так что лучше перестраховаться.