1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (724) за 28.11.2000

КИЕВЛЯНЕ ПЕРЕСТАЛИ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Помните, как герой знаменитого романа "Двенадцать стульев" в любовном порыве написал "гениальное" стихотворение: "Я помню чудное мгновение...", а утром проснулся и понял, что это уже было у Пушкина. "Какой удар от классика", -- сказал Остап Ибрагимович и выбросил творение в мусорное ведро. Современные "бендеры" поступают иначе и не спешат выбрасывать украденную мысль, наоборот, зачастую выдают ее за свою. Жертвами краж становятся не только литераторы, но и историки, музыканты, научные сотрудники.

Авторские права начали защищать чуть ли не в средневековье. Еще в начале XVIII века в Англии был принят "Устав Анны", по которому королевская семья выдавала разрешения на печатание книг. Уже тогда писатели должны были регистрировать свои творения в центре книгопечатания, а копии сохранялись долгое время. Процедура с годами усовершенствовалась, но скандалов, связанных с плагиатом, все же хватало. Измученные писатели и поэты приняли международный документ по охране прав авторов (Бернская конвенция), который подписали более чем двести стран, в том числе и Украина.

В Киеве сегодня этим вопросом занимается государственное предприятие "Украинское агентство авторских и смежных прав". Его пороги, по идее, должны обивать все отечественные гении. Госагентство существует с сентября 1995 года, за это время украинцы зарегистрировали более пяти тысяч произведений. Много ли это? Специалисты утверждают, что... мало.

Поговорил с одним из посетителей агентства. Парень работает на одной из киевских радиостанций и пришел зарегистрировать свой радио-сериал.

-- Неужели воруют? -- спрашиваю.

-- Еще как! -- отвечает. -- Особенно идеи, их ведь нечем защитить. Доказать свои права можно только через суд и только в том случае, если твой сценарий, например, зарегистрирован в агентстве. Регистрация эта добровольная. Придумал нечто гениальное и хочешь уберечь свое авторское право -- вперед. Не хочешь? Обойдется так. Но когда твой сценарий украдут конкуренты, то без справки о регистрации права автора не докажешь, что ты его придумал. Правда, стоит эта справка дорого: если автор один -- 66 грн. 30 коп., если двое -- 76 грн. с хвостиком. Юридические лица платят 234 грн. 60 коп. -- это когда я, например, передал все права пользования моим сценарием радиостанции.

Что же приносят на регистрацию наши сограждане?

Полистал каталог государственной регистрации -- чего тут только не найдешь: сказки, математические формулы, новые философские учения, система игры в рулетку, философский детектив в стихах, ускоренный метод выращивания всех видов растений. Новые игры -- цветные шашки или именной бильярд. Проекты газет и журналов, сценарии телепрограмм и цирковых номеров. Дизайнерские разработки этикетки "Столичная водка" или "Тетрадь учебная". Кстати, чертежи вечного двигателя уже не приносят, одно время это стало таким массовым явлением, что во многих странах их запретили принимать. Бывают и более необычные проекты, например, пантомимы или проповеди, рукописи на темы мироздания, новые взгляды на строение Вселенной или труды на тему "Как вывести государство из экономического кризиса" и т.д. и т.п.

По словам сотрудников отдела регистрации, они часто сталкиваются просто с бредовыми идеями или произведениями, но все равно приходится принимать все это. "Мы не имеем права отказать автору и любой, даже "непонятный", труд должны регистрировать".

Копия каждого произведения хранится в архиве всю жизнь автора и еще 50 лет после смерти (в других странах 70--75 лет). Если человек умер, его творение переходит наследникам. Кстати, доступ к трудам современных авторов запрещен, а получить на руки копию зарегистрированного произведения можно только по требованию суда.