1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №228 (729) за 04.12.2000

ДАЛЕКО ЛИ ЗАЕДЕМ НА МЕТАЛЛОЛОМЕ?

Приезжающие в столицу из периферии завидуют киевлянам: по метрополитену можно сверять часы, а наземный транспорт, хоть и не такой пунктуальный, но -- бегает! То ли дело регионы -- по улицам ползают допотопные развалюхи, а о новом транспорте можно лишь мечтать.

Количество пассажирского транспорта в стране начало резко уменьшаться с 1992 года. Даже в Киеве сейчас на маршруты выходит почти вдвое меньше машин, чем лет пять-семь назад. В других городах ситуация вообще катастрофическая. Несмотря на то, что трамваев, троллейбусов и автобусов все меньше, основную массу пассажиров перевозят именно они: ежегодно городским и пригородным транспортом Украины пользуются 7,4 млрд. человек.

-- Не так легко найти в мире страну, где, подобно Украине, городской транспорт не дотируется, хотя ни в одном государстве пассажир не покрывает затраты, связанные с перевозкой, -- рассказывает Иван Салий, депутат Верховной Рады, в недавнем прошлом председатель комитета транспорта Киевской горгосадминистрации. -- В той же Москве пассажиры платят за проезд около 20--30% его реальной стоимости, остальное дотируется пополам из государственного и городского бюджетов. У нас же третий год не предусмотрено ни копейки ни на дотации, ни на закупку новых машин. Одним словом -- кризис. Чтобы выйти из него, требуется не менее 400 млн. грн. на приобретение новых троллейбусов, автобусов и трамваев отечественного производства. Транспорт, -- уверен Иван Михайлович, -- может стать самым большим внутренним рынком в Украине, поскольку необходимость в нем огромнейшая. Только трамвайный парк страны ежегодно нужно пополнять 200 машинами.

О ТРАМВАЕ

Недавно из Страсбурга в Краков привезли 16 новеньких трамваев -- комфортных, практичных и... стоимостью $1 млн. каждый. Полякам такая роскошь по карману. А что делать нам? Не выкладывать же одним махом $200 млн.? Сгоряча, конечно, можно, если не знать, что самый дешевый трамвай собирают в Луганске -- стоит он $250 тыс. Днепропетровские машины -- по $300--350 тыс. В том же Луганске умеют делать отличную подвижную часть трамвая, в Харькове -- моторы, в Запорожье могут запросто наладить производство систем управления. Можно было бы выпускать еще более дешевые и современные машины. Но проблема в том, что за последние несколько лет ни один город в Украине не купил ни один трамвай. И дело не в качестве -- наши машины ни в чем не уступают зарубежным. Просто в госбюджете денег на это не предусмотрено, а местные бюджеты едва находят средства на ремонт вагончиков, которым по 20--30 лет. Получается, не радоваться надо, что делаем самые дешевые в мире трамваи, а огорчаться.

О ТРОЛЛЕЙБУСЕ

Троллейбусы, оказывается, довольно редкий вид транспорта и есть далеко не в каждом европейском городе. Украина, в том числе Киев, до сих пор пользуется чешскими и румынскими троллейбусами. Исключение -- столичный завод "Авиант", который решился начать выпуск отечественных машин, преимущество которых уже неоспоримо -- алюминиевый кузов делает их легче и долговечней, потребление электроэнергии существенно ниже, чем у тех же чешских машин... Один такой троллейбус стоит до миллиона гривен. Дорого, хотя спрос есть -- украинским городам ежегодно нужно менять несколько сотен троллейбусов. Но кроме Киева и нескольких областных центров машины никто не покупает, одна из проблем -- небольшая вместительность. А новые модели не разрабатываются из-за отсутствия финансов.

ОБ АВТОБУСЕ

Автобусы различных марок выпускает Турция, Польша, Чехия, Венгрия, Россия, Белоруссия... Последней предложила нам свои машины Южно-Африканская Республика, а мы, привыкшие к старичкам ЛАЗам и "Икарусам" даже представить не можем, до чего дошел прогресс. На Западе уже давно используются большегрузные машины с дверью по центру. Мало того, в них нет никаких ступенек -- автобусы, подъезжая к остановке, даже "кланяются" пассажирам, чтобы человек не утруждал себя поднимать ногу. Стоит современное чудо техники $150--200 тыс.

Нельзя не вспомнить Львов, где все же выпускают отечественные машины. В этом году Киев закупил несколько десятков, что дало возможность заводу почувствовать, что он завод. А ведь львовские автобусы самые дешевые в мире -- $60-70 тыс. Но -- городам нужны именно вместительные машины, а львовские даже на 200 пассажиров не рассчитаны. Не самая большая проблема, конечно, наладить выпуск и больших автобусов, но, опять же, если их никто не покупает, где взять деньги на новые проекты и разработки?

Не перестаешь удивляться: оживив отечественные предприятия, можно запихнуть за пояс полмира. Мы же вместо того, чтобы экономить, покупая новое, разоряемся на ремонт старья. Или же платим бешеные деньги за иностранные, нередко бэушные "колеса"...