1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №228 (729) за 04.12.2000

МЕРСЕДЕС... ПО ЦЕНЕ "ТАВРИИ"

В прошлом году автомобильный парк Украины пополнился 335,5 тысячи машин. Ура, но... Менее 5% из них изготовлены отечественными производителями, чуть более 7% ввезены в торговом обороте, 15,6% -- в неторговом, а три четверти всего импорта попали к нам вообще без оплаты каких-либо налогов!

Как следствие, государство недополучило порядка 2,5 миллиарда гривен! Этого с лихвой хватило бы, скажем, на строительство двух с половиной суперсовременных магистралей "Киев--Винница", проект которой "заморожен" из-за отсутствия денег. Вы спросите, как такое может случиться? Представьте, на совершенно законных основаниях, если к "чинному законодавству" подойти "творчески". Механизмы такого "творчества" раскрыла нам Всеукраинская Ассоциация автомобильных импортеров и дилеров.

Для ввоза дорогих авто активно используется методика под кодовым названием "Решение суда". Ввезя в Украину покупку и оформив ее на таможне, владелец заявляет, что не может заплатить таможенный сбор. Далее -- на выбор. Вариант 1. В соответствии с законом, авто конфискуется и, по решению суда, продается через аукцион... подставному лицу. В госбюджет поступает при этом в 5 раз меньше денег, чем при легальном ввозе. Вариант 2. На владельца машины подается иск о невозврате долга, нанесении ущерба и т. д. Суд, дабы обеспечить выполнение исковых требований, выносит решение о передаче авто истцу либо его продаже. Здесь опять появляется подставное лицо, которому джип или "мерс" реализуется, как правило за "очень смешную" цену. А в госбюджет не поступает вообще ничего.

Есть и другие, не менее интересные, варианты пересечения автомобилем границы.

1. ПО ЧАСТЯМ

Если за иномарку с трехлитровым движком необходимо заплатить порядка $5,5 тыс. пошлины, то за отдельный кузов -- $60, мотор -- $150, всего остального -- $210. Далее в Украине покупается "убитая" иномарка той же модели, в ГАИ берется разрешение на замену в ней кузова и двигателя, а на "своей" СТО -- фиктивная справка о выполнении работ. На деле же из "запчастей" монтируют новый лимузин, на который переставляют номера со старой машины.

2. ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

По законодательству, резиденты Украины могут раз в три года временно (на срок не более года) беспошлинно ввезти в страну авто любого возраста и стоимости. Но без права эксплуатации. "Сообразив на троих", при помощи генеральных доверенностей друг другу, первую часть закона легко обойти. Через год его ввезет другой, еще через год -- третий. А как же ездить? Наливай бензин и езжай! Встретит гаишник -- объяснишь, мол, перегоняю к новому месту хранения (и так каждый раз). Либо, нещадно поэксплуатировав авто годик-другой как частное такси, его распродают на запчасти. Ответственность за это, согласно ст. 113 Таможенного кодекса, -- 17 (!) грн. плюс конфискация машины, которой уже нет.

3. ПО ФАЛЬШИВЫМ ДОКУМЕНТАМ

В которых указан заниженный литраж двигателя, либо стоимость покупки. Пример: за мотор с объемом цилиндров 3000 куб. см полагается акцизный сбор в $2500, таможенный -- $2000, а за литраж, всего на 500 "кубиков" меньший -- соответственно $1250 (50%) и $835 (40%). А при дальнейшей эксплуатации можно существенно экономить на транспортном сборе. Или же: совершенно законно купленный иностранным гражданином--сообщником новый Мерседес снимается с учета и продается жителю Украины по цене... "Таврии". Конечно, на таможне такой фокус не проходит -- тогда новый владелец подает на таможенников в суд, предъявляя договор о купле-продаже. Решение, как правило, выносится в пользу истца.

4. КАК СОБСТВЕННОСТЬ ВЪЕЗЖАЮЩЕГО НА ПМЖ

Машина пересекает границу беспошлинно. Одни на этом разово зарабатывают $1--2 тысячи, другие (в основном жители Молдовы), продав транспорт, "передумывают" оставаться в Украине и через некоторое время могут повторить операцию.

5. КУПЛЕН НА... КОМАНДИРОВОЧНЫЕ

На 50% командировочных, согласно закону, можно купить автомобиль и бесплатно его растаможить. Состряпать сотруднику фиктивную командировочку на полгода в дочернюю фирму, открытую где-нибудь в оффшорной зоне, для теневых структур -- раз плюнуть. В госбюджет -- опять ни копья.

6. "НАСЛЕДСТВО"

Эта схема используется в основном для стран СНГ. За определенную плату машина регистрируется на древнего старика либо безнадежно больного человека. Одновременно оформляется завещание и доверенность на право управления автомобилем. После чего он временно ввозится в Украину, а после вступления завещания в силу регистрируется на постоянной основе. Наследство у нас от налогов освобождено...

P. S. 16 ноября парламент не принял Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты о регулировании рынка автомобилей в Украине", которым все указанные "лазейки" закрывались...