1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (731) за 06.12.2000

БРОНЕЖИЛЕТЫ НА КОЛЕСАХ

До этой встречи я почему-то была уверена, что сопровождать высших государственных чинов и почетных гостей страны доверено "терминаторам" с железными мускулами и воинственными взглядами. Кортеж из несущихся по городу шикарных машин и белоснежных мотоциклов BMW всегда вызывал у меня какое-то детское восхищение.

Старшие инспекторы отдельного специализированного батальона сопровождения и эскортирования ГАИ Киева оказались обычными хлопцами. По словам Дмитрия Чернова, начальника группы по работе с личным составом, "пропуском" в этот спецбат служат трехлетний стаж работы в госавтоинспекции, хорошая физическая подготовка и умение первоклассно водить автомобили и мотоциклы. А хрупкая молодая девушка Елена Безпалько, штатный психолог батальона, рассказала, что претендентам на работу в эскортной службе предстоит также заполнить анкету, состоящую из 187 вопросов и позволяющую определить степень агрессивности человека, а также пройти тесты на эмоциональную уравновешенность и интеллект. Не оставляют без внимания и жен инспекторов, ведь нелады в семье могут стать причиной беспокойства спецбатовцев, а им волноваться никак нельзя.

Они действительно всегда сохраняют спокойствие, с каким-то особенным трепетом вспоминают только свои дебютные выезды, хотя в первый раз эскортник попадает не в основной состав и даже не в запасной, а в резервный. Сначала проезжает группа экскорта, потом охраняемое лицо, следом сопровождение, а завершает колонну "хвост" из резервных. Эскорт, как правило, мчится клином. Старший едет в конце и держит в поле зрения всех подчиненных. Очень важно правильно расставить ребят, учитывая их психологическую подготовленность, ведь в случае беды удар принимает первый наездник. Если, не дай Бог, эскортник во время езды падает, то должен подняться за доли секунды -- за ним идет следующий, а дистанция всего-то метра полтора. Представьте -- мотоцикл весит больше 600 кг, а скорость иногда достигает 130 км/ч. Поэтому, честно признались ребята, когда мчишься по трассе и видишь только заднее колесо впереди идущего мотоцикла, даже не надеешься, а просто веришь, что все будет нормально. По большому счету, даже думать в эти моменты нельзя, все должно быть отработано до автоматизма.

А если поступает сигнал об опасности, мотоциклисты должны сомкнуться в плотную стену, которая прикроет особо важную персону от угрозы поражения. Охраняемый человек так за этой стеночкой и проскочит, а мотоциклисты, если надо, примут удар на себя. Такие вот бронежилеты на колесах...

Командует "парадом" начальник эскорта, он едет в строю мотоциклистов и быстро реагирует на все ситуации, которые возникают во время движения. Команды даются по радиосвязи. Иногда "коррективы" в движение эскорта вносят и гости. Если, например, хотят посмотреть местные достопримечательности, то эскорт двигается со скоростью 40 км/ч. Удивил бывший президент США Джордж Буш. Его приезду предшествовала грандиозная подготовка, задействовали всех эскортников, в ряд шло по пять мотоциклистов, транспорта -- тьма. И тут президенту вдруг вздумалось выйти на Бессарабской площади и пешочком прогуляться по Крещатику. Улица по краю тротуаров тогда была ограждена парапетами. Охрана и сам президент шли по пешеходной части Крещатика, а вся быстроходная автоколонна вынуждена была все это время двигаться параллельно со скоростью Буша-пешехода.

А майору Анатолию Перцу запомнился приезд Мадлен Олбрайт. Кортеж со знаменитой дамой направлялся из Борисполя в Киев. Анатолий Иванович патрулировал свой участок дороги (это тоже входит в обязанности инспекторов спецбата), как вдруг на одном из дорожных знаков увидел... снаряд. Машина с Мадлен была не так далеко, выходить на связь и сообщать о случившемся начальству времени не было. Пришлось на свой страх и риск забирать опасную находку к себе в машину и до приезда саперов припрятать на ближайшем пустыре. Если бы майор Перец тогда не вынес собственными руками снаряд с трассы, пришлось бы менять весь протокол и путь следования. Мадлен Олбрайт даже не подозревала об угрожающей ей опасности, а Анатолий Иванович, прибывши в полк, тут же был вызван "на ковер" к министру и через полчаса на его погонах уже сверкали новые звезды...

Самый старый эскортник, старший инспектор Александр Бойко, служит в спецбате почти 25 лет и из всех торжественных выездов выделить может разве что приезды президентов США и России. Остальные знаменитости для него -- обычные рабочие будни. Российские президенты, кстати, неизменно возят за собой собственные автомобили, кортеж выстраивается особенно, а иногда из аэропорта с небольшим интервалом выезжают два независимых друг от друга эскорта -- каждый двигается по разным улицам, но в одном направлении. Разница в том, что в одном из них едет "персона", а в другом -- "подсадная утка". Из эскортников никто не знает, кого на самом деле они везут. Знают только, что сопровождали "первых" -- Маргарет Тэтчер, Рональда Рейгана, Ицхака Рабина, Брежнева и Горбачева... Всех не припомнишь. Из всех высших чинов спецбатовцам приходилось общаться только с Жаком Шираком, который вышел из машины и лично поблагодарил ребят за работу.