1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (731) за 06.12.2000

КНИГА -- ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТОВАР

Презентация книги известного политика Збигнева Бжезинского "Велика шахівниця" (издательство "Лілея-НВ", Львов) переросла в очередную дискуссию на "заезженную", но не теряющую остроты тему: почему отечественным книгам так трудно отвоевать место на книжном рынке страны? По данным Украинской ассоциации книгоиздателей, доля собственного печатного продукта в общем объеме продаваемых в стране книг составляет лишь 10 % по названиям и 25% -- по тиражам. При этом украинская брошюрка по стоимости равна хорошему двухтомнику, изданному в той же России.

Долгое время все беды сводили к непомерным налогам в украинской полиграфии, особенно после того, как Россия объявила государственную поддержку своему книгоизданию. Наконец и наши законодатели спохватились, и Верховна Рада в первом чтении приняла соответствующий законопроект. Однако он внес еще больший раздор в ряды издателей. Дело в том, что налоговые льготы распространяются законопроектом лишь на книги, изданные на украинском языке, а не на все книги, изданные в Украине. Поборники национальной идеи одобряют подобные приоритеты. Защитники рыночной экономики выдвигают контраргументы. Во-первых, говорят они, украинские книгоиздатели, работающие только на внутренний рынок, по-прежнему будут обречены на мизерные тиражи, а значит, на высокие цены. Во-вторых, полиграфические предприятия Украины так и не получат шанс привлечь заказчика из-за рубежа.

"Проблема не в "языковой" плоскости, -- считает генеральный директор киевского издательства "Альтпресс" Петр Хазин.-- Мы уже несколько лет пытаемся заинтересовать государственные и частные структуры идеей издания подростковой "Библиотеки приключений" на украинском языке. Тщетно. Потому что если книгоиздание не является в стране бизнесом, а книга -- товаром, политический подход бесперспективен". По мнению Петра Хазина, культура украинского издательского рынка должна начинаться с создания системы литературных агентств, которые бы грамотно занимались продажей авторских прав, их экспортом и прочими сугубо коммерческими вещами.