1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (737) за 13.12.2000

ПОДЛОДКУ "КУРСК" МОГУТ ПОДНЯТЬ УКРАИНЦЫ

Изобретатель Михаил Матияш, специалист в области разработки большегрузных подъемно-транспортных механизмов, считает, что трагически погибший ракетоносец "Курск" можно поднять с помощью применения его авторского "ноу-хау".

Украинский инженер-конструктор с 30-летним стажем утверждает, что его изобретение позволяет со сравнительно небольшими затратами поднимать со дна морского любой затонувший объект, лежащий на глубине до 200 м. Привлекательность замысла -- в его простоте (а значит -- дешевизне, надежности конструкции) и универсальности. С технической стороны идея выглядит безупречно: монтируемые на дне колонны поддерживают над поверхностью воды несколько платформ, с которых, собственно, и производятся все работы. Основные несущие конструкции -- модульные, изготавливаются из труб большого диаметра, а собираются прямо на месте. Значит, отпадают сложности при транспортировке. Для воплощения идеи в металле потребуется несколько месяцев работы на отечественных заводах.

Стоимость всего проекта г-н Матияш оценивает в $35--40 млн. По имеющейся информации, планируемое сотрудничество россиян с норвежскими фирмами обойдется, как минимум, вдвое дороже. Более того, предлагаемый способ подъема при помощи огромных захватов и системы полиспастов, по мнению изобретателя, не только ненадежен, но даже опасен: он может вызвать разрушение корпуса и ядерного реактора с последующим радиоактивным загрязнением моря. Матияш предлагает оригинальный метод многоточечного крепления непосредственно к легкому корпусу лодки, что позволит не только избежать разломов, но и бережно транспортировать "Курск" в порт назначения.

А теперь -- как в пословице: "Говорили-балакали -- сіли і заплакали". Прошло немало времени с тех пор, как наш изобретатель обратился с письмом к президенту России, где изложил идею. Ответа нет и, похоже, не будет. И не потому, что предложение плохое. Просто в осколках развалившейся империи стало плохой традицией оплачивать дорогостоящие иностранные заказы, соблюдая вовсе не экономические, а совсем иные интересы.