1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (737) за 13.12.2000

"ЕСЛИ АКРОБАТ ПАДАЕТ С ТРАПЕЦИИ -- ЭТО ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ПОРА ЗАКРЫВАТЬ ЦИРК"

Ян Арлазоров на эстраде много лет, но не затерялся среди десятков коллег: его личная фишка -- блестящая реакция, способность мгновенно входить в зону импровизации, постоянный контакт с залом. Публика от общения с ним заводится с полуоборота -- в этом мы имели возможность в который раз убедиться во время записи программы Яна Табачника "Честь имею пригласить".

"ХОДИЛ В ТЕАТР, КАК НА АБОРТ"

Несмотря на то, что Арлазоров тридцать лет проработал как актер в Центральном Детском театре, а затем в театре Моссовета (он любит цитировать Фаину Раневскую: "Ходил в театр, как на аборт"), мечты умереть на сцене у него никогда не было. Поэтому ушел на эстраду и никогда не жалел об этом -- надоело играть зайчиков, собачек и проч.

-- Понимаете, это очень важно, чтобы артисту нравилось то, чем он занимается. Тогда он чувствует себя комфортно. В любой профессии можно быть независимым и свободным. Вспомните Жана Габена -- он всегда делал то, что хотел.

-- Габен не всегда делал то, что ему нравилось -- особенно в первой половине карьеры.

-- Да, но при этом он оставался самим собой, не пытался нравиться всем. Это важнее всего.

-- Очень трудно оставаться собой, быть свободным в профессии, если это профессия ожидания -- иногда месяцами нужно ждать приглашений.

-- Я уже состоявшийся артист. Есть артисты, которые уже не ждут приглашения, а сами выбирают где и перед кем им выступать.

"ХАЗАНОВ ПРЕДАЛ ЭСТРАДУ"

Ян Арлазоров хорошо знает историю нашей эстрады, и, возможно, поэтому очень нервно реагирует на вечные разговоры о "кризисе жанра". Так случилось, что разговор об этом начался с обсуждения недавнего интервью Геннадия Хазанова, в котором мэтр в довольно безапелляционной манере "разделил" эстрадную и театральную публику: "Публика этого жанра и театральная публика не пересекаются... Передача "Аншлаг" рекрутирует весьма специфическую часть зрителей. Меня эта часть зрителей не интересует как художественного руководителя Театра Эстрады..." и т.д.

-- Вы тоже считаете, что эстрада -- жанр более "низкий"?

-- Я про Хазанова ничего сказать не могу. Но с подобным разделением публики совсем не согласен. Хазанов уперся в эти тезисы, потому что в последнее время не имел успеха у публики на концертах. Но то, что он сказал, что театр выше эстрады... В этом смысле он предал эстраду. Эстраду, которая его родила как артиста. Я проработал в театре более 30 лет и считаю, что эстрада, напротив, более сложный жанр. Здесь требуется мгновенное перевоплощение в Гамлета, Тригорина, Короля Лира в течение очень короткого времени. Лично мне то, что Хазанов делает в театре, совершенно неинтересно, он был гораздо интереснее как артист эстрады. И не ему сейчас говорить, что выше, что ниже.

-- Хазанов -- не только артист. Он еще и художественный руководитель своего театра. Вы не допускаете, что он может быть хорошим худруком, хорошим менеджером?

-- Руководитель -- это продюсер, менеджер. Артист не может быть хорошим продюсером, это другая профессия. Хазанов -- тому пример. Артисты, как правило, начинают заниматься чем-то другим, если у них не очень хорошо получается на сцене, но очень правильно сказал Жванецкий: "Если акробат падает с трапеции -- это еще не значит, что нужно закрывать цирк". Этот жанр был, есть и будет всегда -- без Хазанова или с Хазановым.

-- Но ведь Аркадий Райкин был талантливым руководителем своего театра?

-- Даже Райкину не давали Театр эстрады, у него был "Сатирикон" в Марьиной роще. Потому что Театр Эстрады -- это Карнеги-холл, место, где собираются артисты. И не Хазанову говорить, кто годится, а кто -- нет. Так быть не может -- оценивает зритель. Хотя, повторяю, он талантливый человек. Но мне так же нравятся и Карцев, и Жванецкий, и безумно нравится ваш Данилко. Очень талантливый мальчик.

-- Кстати, о Жванецком. Все тот же ваш коллега Геннадий Викторович считает, что "шарады и способ звукоизвлечения Жванецкого на сегодняшний день почти никого не интересуют. Кроме очень небольшого, узкого круга почитателей стиля Жванецкого"...

-- Вы понимаете, не может не только Гена, но и вообще никто брать на себя право говорить о Жванецком. Потому что Жванецкий гений. У каждого человека может быть спад, но, повторяю, в этом жанре выше него сегодня никого нет.

"ЕСЛИ ТЕБЯ НЕ ЛЮБЯТ ЖЕНЩИНЫ -- НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СТРЕЛЯТЬСЯ"

-- Сейчас в России принят новый гимн на старую музыку Александрова. И происходило это в близком вам опереточно-эстрадном жанре. Как вы к этому относитесь?

-- Не думаю, что это опереточная история. Наоборот, мне кажется, это очень важно. То, что произошло -- действительно недопустимо. Можно говорить о музыке Александрова, но нельзя снимать со счетов то, что это был гимн Советского Союза, "фашиствующий"... Мне кажется, надо было отнестись к этому посерьезней. Многие говорят: "Мне все равно, подо что вставать". Может, это и так, однако хотелось бы, чтобы это был новый гимн нового государства.

-- У каждого человека бывают периоды сомнений. Когда это начинается, когда тяжело внутренне, что вас заставляет вновь и вновь выходить на сцену?

-- Я не заставляю себя. Я ложусь, накрываюсь одеялом, выключаю свет и стараюсь придумать что-нибудь, чтобы мне стало опять интересно. Только после этого выхожу на сцену.

-- А кроме профессии, что еще привязывает к жизни?

-- Мне трудно с ходу так вам сказать. Как правило, привязывают нас к окружающей действительности незначительные, на первый взгляд, мелочи. Жить всегда интересно, и с годами это не меняется. Артист в душе всегда остается большим ребенком -- он воспринимает мир скорее через эмоции, чем через голову. Он нуждается в любви, в "нужности"...

-- У вас сегодня такая жажда любви, как прежде?

-- (Очень осторожно.) Любви -- кого?

-- Ну, я не знаю -- любви зрителей, друзей, женщин...

-- Главное, чтобы любили зрители. А если тебя не любят женщины -- это еще не значит, что нужно стреляться.