1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (740) за 16.12.2000

ГОРОД СПАЛ -- МЕТРО ГОРЕЛО

Помните знаменитую фразу: "Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню". Получилось так, что год назад в ночь с 13 на 14 декабря я дежурил со столичными пожарными в части № 25 на Оболони, тогда мы спасли от верной смерти бомжа Витю. В этот раз отправился на дежурство в пожарную часть № 6 Радянского района столицы.

Несколько часов в ожидании вызова бродил по коридорам, надоедая своими расспросами гостеприимным хозяевам, которые уже указали было мне на кровать, мол, отдохни, а то беду "накаркаешь". Стоило мне сомкнуть веки, как тишину разрубил вой сирены. Топот ног, отрывистые команды и совет держаться рядом. Час ночи. Полминуты -- и мы мчимся по ночному Киеву.

Рядом со мной нескольких пожарных. Возле водителя Николай Головаш, начальник пожарной части № 6, на ходу объясняет, как лучше ехать к центру. Из-за воя сирены ничего не слышно. Дергаю за рукав соседа, кричу:

-- Куда едем?

-- Метро горит, -- бросил парень. -- А хуже этого ничего не бывает...

К станции метро "Льва Толстого" мы прибыли первыми. Но уже через несколько минут на площади с визгом "припарковались" милицейские и пожарные машины -- не меньше двадцати. В воздухе пахло гарью, а в подземном переходе бегали люди, что-то кричали и показывали руками на вход в метро. На поверхность, на ходу снимая респираторы, выбиралась бригада уборщиц, которые мыли ночью станцию.

-- На одном из мотовозов, которые перевозят в тоннелях разные грузы, прямо на станции загорелись две бочки какой-то горючей смеси, -- объяснила мне, отдышавшись, одна из мойщиц. -- Страху натерпелись, ужас. Вся станция в дыму, еле выбрались оттуда. Наши успели отключить электроэнергию, темно, как в танке. Пожарные уже там. Надо бы "скорую" вызвать, всякое может быть...

Пожарные-разведчики доложили начальству, что возгорание на 50 квадратных метрах, нужны дополнительные рукава для подачи пены и люди. Несколько пожарных в темпе потащили рукава через турникеты, я за ними.

Станция была немного задымлена. Когда я добрался к месту событий поближе, мотовоз уже был полностью залит пеной. С момента нашего приезда прошло 55 минут, когда по рации передали: "Пожар потушен, включено аварийное освещение станции, никто из людей не пострадал".

Тут стало ясно, что... метро горело понарошку. Тревога и приезд пожарных, спасателей, милиции, "скорой" -- все было на полном серьезе. Даже дым был настоящий, и уборщицы спасались по-настоящему. О "фальшивости" пожара знало только начальство.

-- У нас нет практики тушения пожаров в метрополитене, особенно на глубоких станциях, -- рассказывает подполковник Виктор Ривчаченко, начальник штаба пожаротушения управления государственной пожарной охраны города Киева. -- На станции "Льва Толстого" сегодня мы совместно с метрополитеновцами и горноспасателями провели учения, которые до сих пор никто в Украине не проводил, они были максимально приближены к боевым. Испытали новые респираторы на химически связанном кислороде, которые позволяют пожарным находится в дыму более четырех часов. Их изготовили на одном из донецких заводов. Аналогов нет в мире, подобный немецкий аппарат защищает от дыма два часа и весит 12 кг. Наш -- всего 7,5 кг.

Учения закончились к пяти утра. Через час в метро начали ходить поезда, станцию вымыли. Пассажиры даже не догадывались о ночном ЧП. Кстати, станция "Льва Толстого" "горела" и следующей ночью. Опять-таки понарошку.