1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №240 (741) за 18.12.2000

ВЕРНУТЬ ЛЮДЯМ УКРАИНСКУЮ ПЕСНЮ

Как глубоко засело в нашем сознании многовековое отношение украинцев к своему как к чему-то второсортному. Привыкли поглядывать на соседскую хату, на "чужу молодицю", а уж расхвалить чужое -- это просто хлебом не корми!

Среди немногих своих коллег и конкурентов без лишнего пафоса возвращает своим зрителям чувство собственного достоинства и национальной гордости телефестиваль "Шлягер". Тихо, тихо, господа оппоненты! Не все сразу! Да, в традиционных программах проекта звучат как украинские, так и русскоязычные песни. Но такова ситуация в так называемом шоу-бизнесе Украины, который формировался многие десятилетия под неусыпным контролем Москвы (сначала посредством ЦТ, а затем ОРТ, РТР, МТV) и на который она по-прежнему влияет благодаря куда большим финансовым возможностям. Да, многие украинские артисты поглядывают в сторону "старшего брата" с надеждой устроиться в России хотя бы на какое-то время, не говоря уже о невероятном счастье, испытываемом по поводу внимания какого-нибудь крутого продюсера. Но есть и такие, кто, вернувшись в свое время из дальних странствий по российским (и прочим) просторам, стали довольно успешными на родине. И никакая даже самая гениальная телепрограмма не в состоянии изменить ситуацию в шоу-бизнесе, не имея достаточных средств на собственное производство национального музыкального продукта. А вот повернуть зрителей лицом к украинской песне -- вполне может. Что и сделал "Шлягер" своим новым проектом "Шлягеры ХХ века".

Казалось бы, такая гениальная в своей простоте идея! Но воплотить ее было не так уж и легко. Во-первых, практически не сохранились видеозаписи песен прошлых лет (в 60--70-е телевидение работало в режиме "живого эфира", а в последующие годы просто экономили пленку, размагничивая старые записи). Анжела Норбоева и Александр Свистунов провели колоссальную архивную работу, разыскав авторов песен, которые давно считались народными, и подобрав программу из 50 хитов. Вторая трудность была в том, что потребовались новые аранжировки, запись новых фонограмм (вся тяжесть этой задачи легла на плечи исполнителей). А третьим препятствием (как ни странно!) стал отбор артистов. Кому-то из артистов показалось, что организаторы затеяли все это исключительно для себя. И некоторых мэтров эстрады, в том числе и Софии Ротару, не участвовали в программе.

Александр Свистунов, генеральный продюсер телепроекта "Шлягер":

-- Отказалась участвовать в концерте Оксана Билозир -- ее продюсер потребовал гонорар за выступление. За месяц до концертов мы вели переговоры с Софией Михайловной Ротару. Ей очень понравилась наша идея, но она сразу сказала, что примет участие, если не будет съемок в Москве. Юрий Рыбчинский тоже говорил с нею. А числа 20 ноября София Михайловна сообщила, что у нее назначены съемки на 6 декабря, поэтому она не сможет петь в "Шлягере". Мне очень жаль, потому что это наша лучшая певица, и такое количество хитов, как она и Василий Зинкевич "запустили" в свет в 70-е годы, не удалось "выдать" никому. Ведь многие песни стали популярными благодаря группе "Смерічка", Василию Зинкевичу и Софии Ротару.

Хочу еще раз подчеркнуть: мы проводим телесъемки, поэтому артисты выступали под фонограмму -- к сожалению, технология требует. Но не думаю, что это главное, если даже фестивали, декларирующие "живой звук", позволяют российским "звездам" петь под абсолютный плюс.

-- Многие хиты остались "неохваченными" в этой программе.

-- В концерте "Шлягеры ХХ века" были представлены первые 50 песен из ста, которые вошли в проект. Я надеюсь, мы выпустим в свет следующую программу "Шлягеры ХХ века, ч." 14 февраля 2001 года.

Может быть, мало прозвучало произведений старшего поколения украинских песенников -- Платона Майбороды, Игоря Шамо, Александра Билаша. Может, стоило пригласить и еще кого-нибудь из плеяды корифеев (но, к сожалению, Николай Кондратюк по состоянию здоровья, наверное, уже не смог бы петь -- разве что Анатолий Мокренко или Евгения Мирошниченко? Но, положа руку на сердце: могут ли наши легендарные артисты сегодня позволить себе дорогостоящие аранжировки и записи?) Но сколько людей -- столько и мнений, к тому же оценивать сделанное кем-то намного легче, чем создавать что-либо. Старшее поколение представлял Дмитрий Гнатюк:

-- К проекту "Шлягеры ХХ века" я отношусь очень положительно: здесь представлены песни, которые так любил наш народ. Очень жаль, что я спел всего две -- их у меня был добрый десяток. И любимая "Рушничок" из кинофильма "Годы молодые", и "Черемшина", и "Два кольори", и "Очі волошкові", и "Летять, ніби чайки" -- дали мне крылья, а я давал им крылья, и песни разлетелись по свету.

-- Как вы оценили их исполнение молодыми артистами?

-- Песня -- это не музей! Но есть тонкая грань: одно дело песня, воспроизведенная живым голосом, и совсем другое -- искусственно, при помощи техники. Это имеет большое значение.

-- Вам не захотелось спеть какую-нибудь песню молодых авторов?

-- Есть хорошие, интересные, но мало. Недавно у меня появилось несколько новых работ, записал очень хорошую "Пісню про Україну". Мне нравятся песни гармоничные: чтобы была хорошая мелодия и содержательные стихи.

А вот -- мнение киевлянки Нины Александровны, которая пришла на концерт с дочерью-подростком.

-- Мы получили колоссальное удовольствие! Дочери было очень интересно, а меня просто переполняла гордость: как много хороших и по-настоящему красивых песен создали украинские композиторы и поэты -- зал приветствовал их стоя. А как хороша была грузинка Тамара Гвердцители с украинской песней! Прекрасный концерт: душевный, содержательный, интеллигентный. Спасибо организаторам за хорошую идею вернуть людям забытые песни!

Программа "Шлягеры ХХ века" еще раз доказала, что "московской" эстрадой сыт не будешь, и копировать ее на "национальном грунте" -- последнее дело. Украина пела всегда, и, несмотря на то, что долго была подневольной, сохранила СВОЮ песню. Так неужели же мы ее утратим?