1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №241 (742) за 19.12.2000

МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ

Помнится, на одном из совещаний городские чиновники в раздумьях, какой высоты будет елка нового тысячелетия пошутили: "Зачем нам елка? Давайте нарядим самый большой в городе кран". Шутка шуткой, а в годы советской власти краны нередко украшали -- не игрушками, правда, а транспарантами и праздничной иллюминацией. А самый большой в Киеве кран высотой 85 метров, который чуть было не стал елкой, мы все-таки нашли.

Первые краны появились в двадцатых годах, правда, сравнить их с теперешними "тяжеловесами" трудновато -- дотягивались лишь до двух-трех этажей и могли поднять не больше двух тонн. В Украине краны изготавливали на Никольском заводе. Но краностроительство, как и много чего другого в нашей стране, замерло в начале девяностых и не ожило до сих пор... Сегодня в столице работают 340 крановщиков на двух сотнях "старичков".

Оказывается, половина крановщиков -- женщины. До сих пор эта профессия популярна среди слабого пола, хотя легкой ее не назовешь -- чего стоит подняться на высоту 16-этажного дома без лифта. Новичков после подъема дня три донимает "крепатура". К подобному мы с фотокором были готовы, но, к счастью, "наш" башенный кран был оборудован лифтом. Когда мы облачились в строительные спецовки и одели каски, за нами спустился Дмитрий Головкин и пригласил на "борт" своей машины. Лифт медленно пополз вверх. Подъем занял чуть больше двух минут.

-- Впервые "катаю" журналистов, -- смеется Дмитрий Сергеевич. -- Я еще застал те времена, когда лифтов не было и наверх начальство никогда не забиралось, теперь вот даже вы можете посмотреть, как мы работаем. А поглядеть есть на что -- если хорошая погода, весь Киев видно. Даже Вышгород.

Когда лифт замер, я взглянул вниз и... почувствовал легкую дрожь в коленах.

-- Ничего, в первый раз всегда страшно, -- смеется крановщик. -- Хотя у меня были друзья, которые так и не привыкли к высоте. А мне почти за 30 лет работы что по земле ходить, что по арматуре на высоте 80 метров -- без разницы. Здесь летом особенно красиво -- даже стихи писать хочется. Некоторые пишут. Может слышали -- Елена Кугай, она уже и книгу свою выпустила, работает в нашем тресте. Я? Нет,меня тянет больше к холсту, пишу пейзажи, портреты...

Когда усиливается ветерок, кран пошатывается. Хорошая закалка для нервишек. Заходим в кабину -- три рычага, большое кресло, накрытое фуфайкой. В углу совок и веник. На стенке висят ложка, вилка, часы и кипятильник. А на небольшом подоконнике лежит газета "Сегодня" -- нас, оказывается, и на 85-метровой высоте читают. В кабине уютно -- можно кушать, пить кофе, и курить по инструкции не воспрещается, но Головкин некурящий.

-- Когда ветер больше 12 м/с, мы наверх не поднимаемся -- тут настоящая качка. Зимой, если мороз доходит до тридцати градусов, тоже сидим в каптерке, хоть в кабине и есть калорифер, -- рассказывает Дмитрий Сергеевич. -- Кто прилетает? Вороны. Утром приходишь на работу, а их до сотни сидит. Стрелу "дернул" -- такой шум от карканья стоит, хоть уши затыкай. Когда строили гостиницу "Турист", у меня на кране ворона гнездо свила, я не трогал, пока птенцы не вылупились. На высоте удивительные вещи замечаешь: в последние годы, например, киевляне начали меньше спать по ночам. Раньше работал ночью -- ни одно окно не светилось. Чем народ занимается? Разным... Они ведь не знают, что нам сверху все видно. Не спит Киев по ночам, не спит (смеется). И прирост населения почему-то не увеличивается. Кстати, вон слева загс. Каждое воскресенье наблюдаю, как появляются новые семьи. У меня самого семья большая -- трое детей. А жена 20 лет работала крановщицей, бывало, со своих кранов друг другу руками махали.

Дмитрий Сергеевич посмотрел на часы, извинился, мол, пора прощаться. Первым спустился с крановщиком фотокор. А я еще две минуты смотрел на Киев с высоты птичьего полета. Когда еще представится такая возможность? На прощание пожали друг другу руки, и я пожелал крановщику удачно достроить этот дом -- 59 многоэтажку в его жизни.