1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №242 (743) за 20.12.2000

ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ГРИВЕН ЗА УШИБЛЕННЫЙ ПАЛЕЦ

Совсем недавно нам звонили пассажиры, просидевшие несколько десятков часов в вагонах поездов, застрявших из-за разгула стихии. И интересовались, почему при покупке билета их не страхуют от подобной напасти. Оказывается, страхуют. Однако не все так просто...

Как и любой бизнес, страхование должно приносить прибыль тем, кто им занимается. Это вовсе не значит, что застрахованный просто выбрасывает деньги на ветер. Во всем цивилизованном мире при возникновении страхового случая, предусмотренного договором, страховщик обязательно выплатит причитающуюся сумму. Другое дело, что он кровно заинтересован в том, чтобы вероятность такого случая была как можно меньшей. Ведь по окончанию срока действия договора определенная часть денег (т.н. "заработанные страховые платежи"), оставшаяся после всех обязательных отчислений и выплат страховых платежей, остается в его распоряжении. Из этого и следует исходить, в частности, при рассмотрении вопроса о предмете страхования на железной дороге.

НЕ ПЕЙТЕ В ПУТИ НЕСВЕЖУЮ ВОДКУ

Итак, согласно закону Украины "О страховании" и Постановлению Кабмина №959, страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте обязательно и обсуждению не подлежит. Купивший билет считается застрахованным с момента объявления посадки и до момента завершения поездки, т.е. выхода из вагона. Страховыми случаями при этом являются:
-- гибель или смерть застрахованного вследствие несчастного случая на транспорте (в этом случае его родным выплачивается 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, что составляет 8500 грн.);
-- получение травмы, от которой он становится инвалидом (выплачивается при этом: І группа -- 90% страховой суммы, ІІ группа -- 75%, ІІІ группа -- 50%);
-- временная утрата нетрудоспособности (за каждый день болезни -- 0,2% страховой суммы, что составляет 17 грн., но в целом не более 4250 грн.). При этом не страхуется обострение в пути хронических заболеваний либо пищевое отравление спиртным и некачественными продуктами. Травмы, полученные от падения с полок, подножек вагонов и т.п. -- всегда пожалуйста. Одна из страховых компаний оплатила пассажиру лечение пальца, ушибленного дверью тамбура, что вылилось почти в 1500 (!) грн. Нужно было только грамотно оформить все документы. Последних, кстати, не так много. Их перечень, а также условия страхования солидные фирмы часто приводят на конвертах, в которые вкладываются билеты.

ЧТО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО, ТО И НЕ СТРАХУЕТСЯ

Из сказанного становится понятным, что страхование пассажиров от задержек в пути в связи с опозданием поездов обязательным не является. Кто желает это сделать самостоятельно -- ради Бога. Однако овчинка не стоит выделки, т.к. сумма страхового взноса наверняка будет соизмерима с размером страхового платежа. Почему? С одной стороны -- вследствие высокого риска возникновения страхового случая. С другой -- из-за монополизма страховщика на железной дороге в предоставлении этих услуг пассажирам. На шести подчиненных "Укрзализниці" дорогах работает семь страховых компаний, причем на многих -- только по одной. Понятно, что в условиях отсутствия конкуренции им попросту не нужна лишняя "головная боль" в виде реальных дополнительных страховых услуг пассажирам.

На все заданные Антимонопольному комитету Украины на эту тему вопросы получен один устный ответ от заместителя его главы Зои Борисенко. Суть его в том, что все это "имеет место быть" и "не есть хорошо", но у комитета пока не хватает сил и средств заняться этим вопросом. Дай Бог разобраться с проблемами, по которым поступают жалобы. А на тему страхования на железной дороге к ним пока не обращались. Так что -- жалуйтесь, господа пассажиры! Глядишь, и сдвинем сообща этот воз с мертвой точки.