1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (745) за 22.12.2000

НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ, А РОДИСЬ СЧАСТЛИВОЙ

Такую синь и лучистость глаз, мелодику голоса не скоро забудешь и ни с кем не спутаешь. Она красива "нездешней" красотой. Такие лица в Голливуде сразу "раскручивались", им однозначно ставился диагноз "звезда". Имя ей -- Наталия Фатеева. Она удивительно похожа на Элизабет Тейлор, недаром судьба даже подарила ей встречу с "голливудской богиней".

Как часто зрители ассоциируют жизнь и характеры экранных героев с жизнью самого актера! Но эта поверхностная проекция чаще всего совершенно не совпадает с действительностью. Мы решили, что Наталья Фатеева красива и популярна, весела и улыбчива, слегка легкомысленна и часто меняет мужей. Но она оказалась совсем ИНОЙ . Во-первых, она очень редко соглашается на интервью и о многом предпочитает не говорить. Во-вторых, она довольно жесткая и сильная женщина, которая все в своей жизни преодолевала сама, не рассчитывая на своих мужей. И в-третьих, оказалось, что она наша землячка: до 19 лет жила и училась на Украине.

-- Бесспорно, эта часть моей жизни необыкновенно важна для меня, и я ничего не забыла. Несмотря на то, что я родилась в Харькове, город оказал меньшее влияние, чем те необыкновенные места, где я проводила детство. Мамины родственники жили в Николаевской области, Октябрьский район, село Лиманы. А папины жили и живут до сих пор в Лубнах на Полтавщине. И вспоминая свою детскую жизнь, я не вспоминаю город, а вижу совершенно необъятные просторы Буга, где в хорошую погоду даже видна Таврия; это -- песок, небо, виноградники, бахчи, необыкновенные украинские хаты-мазанки. Мой дядя -- профессиональный рыбак, работал в рыболовецкой артели. Каждый год моего пребывания там удивительно цепко живет в памяти. Замечательный город Лубны на чистой реке Суле после войны был очень разрушен, особенно университет. У моего дедушки был прекрасный сад. Все там было сделано очень основательно, с любовью. Конечно, тогда -- по сегодняшним меркам -- была необыкновенная бедность. Помню, у бабушки было два старинных красивых шкафа, но они были все изъедены жучками, потому что в хате было сыро.

В этих местах было много интересного: разве в городе можно встретить домашних животных, увидеть, как все растет? И я очень жалею всех тех людей, у которых нет родственников в деревне, на земле. Потому что там живут настоящие люди -- очень чистые люди, не завистливые, там нет понятия конъюнктуры. Я очень ценю эти качества в людях -- это во мне осталось на всю жизнь, это моя основа.

ХОББИ ИЛИ "СТРИПТИЗ ДУШИ"

Когда прослеживаешь творческую жизнь Наталии Фатеевой, ловишь себя на мысли, что ей почему-то часто просто не везло. Всевышний дал ей все, а вот этим обделил. Как говорится, госпожа Удача обходила ее.
Она с первого захода поступила в Харьковский театральный и была круглой отличницей, получала именную стипендию. Студентку Фатееву пригласили работать диктором на местную телестудию. И вдруг Наталия вынуждена была все бросить и уехать в Москву. Почему -- она не рассказывала никогда. Там жизнь вроде бы складывалась успешно: ВГИК, мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Но маститый режиссер не занял ее ни в одном своем фильме. Хотя непреложный факт, что практически всем своим студентам он давал дорогу в киножизнь. А первым фильмом третьекурсницы Фатеевой стала картина режиссера киевской киностудии Виктора Ивченко "Есть такой парень". О многих своих последующих фильмах актриса говорит: "не люблю", "ненавижу", "не хочу вспоминать". Что это? Наверное, все то же актерское невезение, которое преследует актрису всю жизнь.

-- Мы, студенты творческих вузов, воспитывались творческими максималистами. Мы были убеждены, что сыграем замечательные роли. Но жизнь очень жестока, и вариантов было значительно меньше, чем должно было быть. Поэтому я долго и страдала, и отказывалась от большого количества ролей, потому что передо мной был крупный маяк, к которому я стремилась. А потом, на каком-то этапе поняла, что жизнь нужно воспринимать такой, какой она есть. И научиться жить тогда, когда ты не можешь себя реализовать. Вот это самое тяжелое время. Нужно держать себя в ежовых рукавицах и не прекращать работу души, постоянно быть готовой к работе. Нужно научиться играть роли хорошие и плохие, маленькие и большие, работать с людьми талантливыми и иногда бездарными. Так как другого мы ничего не умеем делать. Это -- наша профессия. Поэтому надо учиться стойкости и терпению. Я этому научилась, скрепя сердце.

К сожалению, мы не играли настоящих сложных ролей, потому что в то время все женщины на нашем экране были как бы стерилизованы, так же как и взаимоотношения между людьми. Ведь не было настоящей драмы.

Кино давно уже нас не кормит, оно давно уже стало для меня хобби. Потому что если раньше, когда я начинала, картину снимали, предположим год, то постепенно количество съемочных дней все уменьшалось и вообще свелось до спринтерской дистанции. Я никогда не забуду, что великий Иван Переверзев сыграл в фильме "Чисто английское убийство" за две зарплаты. Ну, а потом долгое время было вообще нечего играть. Поэтому я работала в концертных бригадах, объездила всю страну. Это был самый тяжелый период в моей жизни, потому что я это называю "стриптизом души", так как каждый раз, встречаясь со зрителями, нужно рассказывать о своей жизни. Но зато я очень многому научилась, и считаю, что уже это -- богатство.

"МОЕ ПОКОЛЕНИЕ -- НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ЛЮДИ"

Пожалуй, есть две картины в жизни Фатеевой, о которых она сказала "я их очень люблю". Это телефильм "С вечера до полудня" и фильм "Здраствуй, это я" в постановке ее однокурсника Фрунзика Давлатяна, где у нее был прекрасный дуэт с Арменом Джигарханяном. Роль в этом фильме стоит особняком от всего сделанного актрисой. Она для Фатеевой, как первая любовь -- обожгла душу, не забылась, но и не сбылась последующими подобными работами. Большинство зрителей по-прежнему ассоциирует Фатееву с дрессировщицей Зоей в фильме "Три плюс два". А у самой актрисы напоминание об этой роли вызвало ироническую улыбку. Она категорически не захотела о ней говорить. Актриса считает, что в этом фильме планка ее возможностей была так низко опущена, что не нужно было прикладывать усилия для преодоления высоты. Еще об одном, более чем известном фильме -- "Джентльмены удачи", несмотря на сильную "группу поддержки" и категорический успех, она сказала:

-- Мне об этой роли даже говорить неинтересно, потому что там нечего было играть. Практически, я пошла сниматься в эту картину потому, что мне нужно было быть в "форме". Вы же знаете, как мы, артисты кино, раньше жили. Снимаешься -- хорошо, но если не снимаешься, три месяца получаешь 75% зарплаты, потом 50%. У меня тогда была маленькая дочка, начало года. В другой ситуации в жизни не пошла бы сниматься в эту картину. Ведь бывают такие роли, где вообще ничего не написано, и вкладываешь уже самого себя, свой жизненный опыт и свои чувства для того, чтобы хоть как-то обогатить сценарно безликий образ. Это, конечно, очень утомительное занятие.

В моей биографии акцентироваться на каких-то картинах трудно, потому что я считаю, что мое поколение -- вообще несостоявшиеся люди. Конечно, с сегодняшней точки зрения кажется, что состоявшиеся, но мы же в жизни гораздо богаче и интересней тех ролей, которые играли. У каждого из нас своя драматическая судьба, мы много пережили, и любой жанр нам подвластен. Мы, по существу, сделали маленький процент из того, что могли сделать на самом деле.

"СЕГОДНЯ НЕТ -- ЗАВТРА БУДЕТ!"

Нельзя назвать ее везучей и в личной жизни. Она четыре раза была официально замужем, и все неудачно. Первый муж -- Владимир Басов, интереснейший человек, прекрасный актер и режиссер, из-за своего пристрастия к алкоголю доводил всех любивших его женщин (актриса Роза Макагонова, а после Фатеевой -- Валентина Титова) до разрыва. В одном из своих немногочисленных интервью Фатеева призналась, что "если бы не его несчастная слабость, я бы никогда с ним не рассталась". Вторым ее мужем был космонавт Борис Егоров.

Не сложилось и здесь. Не суждено было, наверное, найти близкого человека, хотя ее сын Владимир Басов-младший сделал вывод, что "мама по характеру одиночка, ее раздражает, если кто-то рядом". Также тяжело она восприняла раннюю женитьбу сына и долго не могла с этим смириться. Но время все расставляет на свои места. Дочь Фатеевой, названную в честь мамы, судьба тоже не баловала, и это особенно сблизило двух Наташ. Как ни странно, наверное, самую точную характеристику актрисе и человеку Наталье Фатеевой дал ее сын: "Мама сама себя сделала. Никто не помогал. До Басова снялась в пяти картинах, а у отца всего в двух. Она настоящая работяга. И как следит за собой! Бегает, делает зарядку, стоит на голове, сидит на диетах. Она сильный человек".

-- Сейчас трудный период, потому что много свободного времени. И это огорчает. Я закончила съемки у режиссера Светланы Дружининой. Хотя не считаю, что это работа очень важная в моей жизни. Я периодически что-то делаю и постоянно работаю. Это дает мне возможность жить. Это не значит, что я каждый день хожу на работу, но работаю я много. Периодически наступает депрессия, с которой нужно справляться. А дел всегда хватает. И планов много, которые нужно осуществить. Сложность в том, что ты не знаешь, где ты нужен, где можешь что-то серьезное сделать. Так что я сама должна сделать свой собственный мир, придумать его: какой концертный номер подготовить, что прочитать, что посмотреть.

Мне сейчас книгу предложили написать, а я сомневаюсь, потому что нужно писать тогда, когда она созрела, когда ты хочешь этого. Писать я вообще не люблю, значит нужно с кем-то договариваться. Поэтому время у меня сложное. Я вроде бы и делаю что-то, но меня это не устраивает. Вообще нужно сказать, что жизнь вступает в такую ее часть, что рассчитывать на то, что ты делаешь что-то серьезное, невозможно. Но когда я говорю, что у меня нет серьезной работы, мой сын отвечает: "Сегодня нет -- завтра будет".