1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (755) за 05.01.2001

НОВАЯ ЖИЗНЬ ИКОНОСТАСА УСПЕНСКОГО СОБОРА

В августе в Киево-Печерской лавре был освящен восстановленный из руин Свято-Успенский собор. Завтра, к Рождеству, будет наконец открыт его знаменитый иконостас. Мы побывали в соборе накануне, когда заканчивались последние работы по его установке.

Свято-Успенский собор трижды разрушался и строился заново, столько же менялся и его иконостас. Нынешний будет точной копией последнего, того, что был сделан в начале XVIII века по заказу гетмана Скоропадского в стиле украинского барокко. По тем временам это была очень сложная работа -- пышность оформления требовала не только мастерства резчиков, но и применения новых инструментов и технологий. Резьба получилась настолько вычурной, что иконы среди золотых деревянных изразцов казались лишь небольшими вкраплениями. Иконостас стал похожим на свисающий златотканый занавес.

Три столетия назад на эти работы ушло 10 лет, нынешним реставраторам понадобилось четыре года на восстановление шедевра в первозданном виде, что стало возможным благодаря сохранившимся документам, рисункам и фотографиям, описывающим его. В современном иконостасе лишь незначительно увеличены размеры икон, в нем по-прежнему будет пять ярусов. В первом -- наиболее почитаемые иконы Богородицы с младенцем на руках, Иисуса Христа и храмовая икона Успения. Выше -- праздничный чин, на этих полотнах изображены 12 главных христианских праздников. Третий ярус называется Иисусным -- центральное место здесь занимает образ Христа, рядом -- 12 апостолов. Еще выше пророки, упомянутые в Писании. Завершают иконостас библейские сюжеты. Иконы для иконостаса, как и для всего собора (всего их 93), выполнены современными львовскими мастерами.

Меньше всего трудностей было со вторым ярусом -- он единственный сохранился до наших дней, художники могли писать иконы прямо с оригиналов. Кстати, делалось это по старинным предписаниям: на липовые или сосновые доски наносился грунт (восемь слоев), потом его до блеска полировали, а рисунок, как и несколько столетий назад, выполнен темперой на основе яиц. Хотя сейчас и есть качественная синтетическая темпера, она не может создать такую яркость и четкость линий, как изготовленная из натуральных материалов. Масляные краски используются лишь для отделки и придания объема. Есть на иконах и элементы из сусального золота и серебра.

Некоторые сложности возникли при изображении одеяний святых. В старину люди, вносившие деньги на строительство храма, считали своим долгом сделать хотя бы одной из икон новый оклад ("одежду" святого из золота или серебра, украшенную дорогими камнями). "Гардероб" хранился в ризницах и время от времени священнослужители меняли наряды. Поэтому на старинных иконах, по которым восстанавливали иконостас, видны лишь накладные одежды, а рисунок скрыт. Вот почему реставраторы изображали одеяния по библейским канонам, используя знания истории и свой опыт.

Не менее уникальны столярные работы. Резчиков по дереву искали по всей Украине, но отбор прошли не все специалисты -- из каждых 20 претендентов оставалось четверо. Собрать 70 мастеров под одной крышей невозможно, поэтому каждому умельцу выдали образцы, по которым нужно было делать обрамление иконостаса, и резчики отправились по своим мастерским.

Готовые детали свозили со всей Украины и собирали уже в самом соборе. Мы с фотокором еще застали момент, как мастера соединяют воедино части иконостаса, на который, кстати, ушло 80 кубометров высококачественного дерева -- большей частью липы, чуть меньше -- хвойных пород. Осталась самая малость -- убрать леса и строительный мусор. И уже завтра иконостас Успенского предстанет перед киевлянами во всем своем великолепии.