Выпуск газеты Сегодня №7 (759) за 11.01.2001
"ШАРОВИКИ" ОТ АВТОБИЗНЕСА "ПРИЕХАЛИ"
Судьба закона довольно драматична. Принятый парламентом еще в конце сентября 2000 г., он попал под вето главы государства. Последний, в частности, не был согласен с запретом на временный ввоз автомобилей на таможенную территорию Украины (хотя подобная практика не существует ни в одной стране мира) и установлением минимальной таможенной стоимости машин, исходя из которой начислялись основные налоги и сборы. Тогда "пошли другим путем", а именно -- обкатали законопроект, отчасти "подрихтованный" с учетом замечаний Президента, в соответствующих комиссиях Евросоюза. И хотя европейцы понимали, что "забитые" в документе суровые меры, направленные прежде всего против "серого" импорта подержанных иномарок, сократят вывоз их бэушного "железа" в нашу страну, они были вынуждены признать правомерность законопроекта. Мнение экспертов ЕС оказалось не последним доводом в пользу принятия закона.
Итак, закон, вступающий в силу с 19 февраля, сохранил размеры акцизного сбора и ввозной пошлины на новые автомобили, но в два раза повысил соответствующие платежи на ввоз машин, бывших в употреблении менее 5 лет, и втрое -- на эксплуатировавшиеся свыше пятилетки. Это означает, ни много ни мало, передел рынка в пользу легальных импортеров новых автомашин, до сих пор занимавших довольно скромную нишу. Ведь, по данным Госкомтаможни, четыре автомашины из пяти ввозимых прежде отбегали более двух лет по дорогам Европы и ее "околиц". Временный ввоз легковушек, позволявший различными способами продлевать срок их "прописки" чуть не до бесконечности, также теряет былую привлекательность. Отныне, будь ты физическое или юридическое лицо, прежде чем совершить эту трансакцию, будь добр, уплати все налоги и сборы, предусмотренные при импорте транспортных средств. Чтобы понять масштабы "катастрофы" для хитрых ребят--"временщиков", отметим, что, согласно информации Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, по этой схеме в 1999 г. в Украину попало 107 тысяч авто. А в 2000 г., по предварительным данным -- около 80 тыс.
Ушел в прошлое еще один любимый финт -- так называемый "поагрегатный" импорт автомашин, когда отдельно ввозился кузов, движок и т.д., за которые уплачивались символические по сравнению с целым транспортным средством налоги, а затем местные "кулибины" из разрозненных частей создавали единое целое. Подобных "единиц" в позапрошлом году появилось в наших пенатах 37 тысяч, в последний год столетия -- примерно на четверть меньше (данные уточняются). Добавим, что и народная хитрость, позволявшая отчуждать свежеввезенные авто якобы за долги и невыполнение гражданско-правовых договоров -- через суд, разумеется, но также без уплаты налогов -- стала архаизмом: такая конфискация отныне предполагает параллельное налогообложение по полной программе.
Факт перекрытия большинства каналов "серого" импорта ставит всех участников рынка в равные условия, поможет пополнить бюджет налогами, а обязательная теперь сертификация ввозимых авто, независимо от их "физ" или "юр" природы, позволит несколько повысить безопасность на дорогах. Но... Подержанные легковушки, остающиеся объектом притязаний большинства автолюбителей, безусловно подорожают. Стало быть, очередную победу на пути к "цивилизации" опять оплатит середняк.