1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №13 (765) за 18.01.2001

ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВСКУЮ ЦЕРКОВЬ НЕ ДОСТРОИЛА, А РАСТРЕЛЛИ ЕЕ В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ

Кто из нас не восхищался изысканным творением Растрелли -- Андреевской церковью? Книги и путеводители воспевают ее красоту, изящный барокковый силуэт и пышное убранство, а экскурсоводы рассказывают многочисленным туристам, что Растрелли несколько раз приезжал в Киев, чтобы присмотреть место для будущего храма, более того, специально изучал украинские архитектурные традиции. Увы, все это не так.

У известного зодчего просто не нашлось времени ни на проектирование Андреевской, ни на то, чтобы хоть раз посмотреть на место строительства. Он попросту использовал "забракованный" Елизаветой проект Смольного монастыря, учтя замечания императрицы, убрав из проекта жилые пристройки, "облагородив" непредставительный купол и добавив стилобат (возвышение). Глядишь -- и готова Андреевская! Грустно, конечно, что Растрелли не сидел над киевским шедевром ночами и не мучился в творческих поисках. Впрочем, жалеть не о чем: даже "забракованные" его проекты были шедеврами.

Имея хороших исполнителей в Киеве, архитектор просто не выезжал из Петербурга. И за строительством не присматривал, хоть в этой церкви, по преданию, Елизавета и хотела обвенчаться с Разумовским. Рабочие чертежи и надзор за строительством церкви (которая так и не была завершена при жизни Елизаветы), даже право вносить изменения в проект были поручены Ивану Мичурину. Именно он по приказу Растрелли отправился в Киев, где наблюдал за ходом строительства, консультируясь с руководством в письмах: Мичурин, например, писал о необходимости устройства высокой лестницы, Растрелли же настаивал на пандусе с каменными плитами для подъезда карет. Несколько раз, правда, ему пришлось самому вносить изменения в проект. Что поделаешь, если Петербургская канцелярия приказала? Высоким начальникам не понравилась высота главного купола, тогда архитектор спешно изменил чертеж и потребовал продолжать строительство по-новому.

Растрелли предусмотрел для Андреевской церкви пышные декоративные украшения, особенно на куполах. В начале XIX века, когда ее ремонтировали, они еще существовали. В конце того же века в центральный купол ударила молния, и церковь нужно было снова ремонтировать. Тогда же и обнаружилось, что деревянные конструкции куполов сгнили. Решено было заменить их металлическими, из-за чего разгорелся скандал: ремонт еще не был закончен, а киевлянам стало казаться, что купол Андреевской стал каким-то "не таким". Общественность возмутилась и так затравила несчастного инженера, что он вынужден был изменить форму главного купола. Как оказалось, к худшему: достаточно взглянуть на старинные фотографии, где вытянутый конусообразный купол покрыт белой жестью и не украшен привычными современным киевлянам накладными декоративными "поясками".

После смерти Елизаветы царский двор напрочь потерял интерес к Андреевской, что отразилось на уменьшении выделяемых на нее средств. В XIX веке она была уже обыкновенной действующей церковью, причем достаточно бедной. Один из московских священников, посетивший ее, отметил разницу между пышным обликом храма и скромными его доходами. Правда, по утверждению богомольца, в алтаре он видел прекрасную икону "Тайная вечеря". Считается, что она -- кисти самого Леонардо да Винчи и была подарена храму императрицей Екатериной. Правда, икона уже в то время была испорчена плесенью.

И еще наши современники удивлялись: почему во всех постройках Растрелли купола так богато украшены и только купол Андреевской церкви такой простой? Истина открылась только в 70-е годы XX века. Во время планового ремонта киевские реставраторы с удивлением обнаружили, что купол Андреевской -- совсем не такой, каким изобразил его на своих чертежах Растрелли. Стали выяснять, как же это могло произойти, и оказалось, что виноваты сами киевляне. Зачем, спрашивается, было травить инженера Кривцова?

Историческая справедливость восторжествовала -- киевские реставраторы исправили ошибки своих предков. С тех пор Андреевская церковь засияла во всей, уже "растреллиевской", красе. Последняя ее реставрация продолжалась восемь лет и завершилась в ноябре минувшего года.