Выпуск газеты Сегодня №14 (766) за 19.01.2001
"ЕСЛИ БЫ ФЕЛЛИНИ ПОПРОСИЛ МЕНЯ РАЗДЕТЬСЯ, ДАЖЕ НЕ СПРОСИЛА БЫ, ЗАЧЕМ"
-- Вообще в жизни лучше не видеть плохого, хотя это редко удается.
-- Например, недавних ваших проблем с мужем, актером Георгием Мартиросяном?
-- Между нами больше нет никаких отношений. Мы расстались.
-- Георгий Христофорович рассказывал, что был инициатором того, чтобы вы больше не давали интервью...
-- (Язвительно.) Не знаю, инициатором чего он был...
-- Еще он отмечал ваше упрямство: мол, "вся в маму"...
-- (Всплеск экспрессии.) О! Эта сакраментальная фраза! Ее знают все. Мне очень приятно, что он так часто вспоминает мою маму... Видно в душу запала!
"У МЕНЯ НИЧЕГО ЛЮБИМОГО НЕТ, ДАЖЕ КИНОЛЕНТ"
-- По-моему, телезрители были шокированы вашими откровениями в программе Оксаны Пушкиной...
-- Никто, даже друзья, не разделили моего энтузиазма! А зрителю что? Он-то всегда возле ящика сидит. Театр не посещает... Что он может знать об артисте? Телевизор интересней. Да что жаловаться -- так всегда было. Самое прискорбное, что ничего не изменить.
-- Вы по сей день самосовершенствуетесь?
-- Трудно сказать. Просто ищу для себя новый хороший материал. В пьесе должно быть все хорошо, включая режиссера.
-- Часто разочаровываетесь?
-- Бывает... Иногда хотелось бы что-то изменить -- ан нет! Поздно! Конечно, если это театр, то на следующий же день можно что-то изменить, а если кино -- все, уже нельзя. Еще у меня есть четкое правило -- не переносить роль в свою жизнь.
-- Вопрос о первой роли несколько банален, но мне кажется, что именно из нее актеры многое выносят...
-- Это был фильм "Четвертый". Тогда я мало что могла сделать: я не понимала, чего от меня хотят, поэтому просто слушалась режиссера и старалась выполнить все его пожелания. Мне было тяжело, хотя я и закончила школу-студию МХАТ. Это была очень жесткая и жестокая школа, с хорошими традициями. Мой наставник Василий Петрович Марков научил главному: вкалывать и рассчитывать только на себя.
-- А на улицах, наверное, начали узнавать после фильма "Здравствуйте, я ваша тетя"?
-- Тяжело сказать. Дело в том, что моя популярность нарастала постепенно. Я даже не заметила этого.
-- То есть, звездой вы не просыпались... Как-то все слишком банально. Скажите еще, что и закулисных интриг у вас тоже не было...
-- Зачем за кулисами? Все было воочию! Писаки строчили, а издания публиковали. Просто за моей спиной никто не стоит. Защищать мои интересы некому, а посему можно высказываться в мой адрес как угодно...
-- У вас не так много работ с именитыми режиссерами. Бодров, Трошкин и Титов есть, а где же Рязанов, Гайдай, Михалков?
-- Я, наверное, не их актриса... Вообще, у меня нет ничего любимого, даже кинолент. Есть только картина, которая чуть в могилу меня не загнала. Это был фильм "Увидеть Париж и умереть". Очень тяжелая роль: некоторые сцены требовали просто "звериного" надрыва, и я все это сделала. Из глубины моей души вытащили что-то невиданное, и на этом я держалась. После фильма даже пришлось некоторое время адаптироваться к реальности.
"НЕ УМЕЮ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ"
-- Отвергаете какие-то сценарии?
-- Режиссеры, которые меня знают, предлагают разные роли, а те, кто смотрит фильмы только по телевидению, -- все идентичные. То же самое происходит и в зрительской среде. Если поклонник настоящий, то он видел меня и в комедии, и в трагедии, и в фарсе, и в водевиле. А масса меня знает исключительно как комедийную актрису... Вообще я не сыграла еще своей роли. Мне бы хотелось воплотить в жизнь что-то экспрессивное, где не надо сдерживать чувства, страсти, эмоции.
-- А с партнерами везло?
-- Как ни странно, но в последнее время мне везет на партнеров, ведь каждый прожитый день с любимым партнером -- счастливый день. Кроме того, это люди преимущественно талантливые, с массой достоинств, которыми я не обладаю. Например, Валера Гаркалин, которого я очень высоко ценю. Мне с ним очень легко, он надежный партнер, умный и тонкий человек. Валера многому меня научил, а я люблю учиться. (К сожалению, редко удается!) Мне импонирует Инна Чурикова, правда, мы с ней не поддерживаем отношений... На самом деле, я считаю, что в России была одна достойная актриса, которая и является моим кумиром -- Фаина Георгиевна Раневская.
Вообще, кино и театр -- диаметрально противоположные вещи. Артистов кино и артистов театра объединяет только общее название. Кино и театр не пересекаются: если в фильме можно сыграть и не будучи артистом -- в театре это невозможно! Поэтому киношники и не могут работать в театре. Сцена для меня -- это настоящее, а съемочная площадка -- искусственное.
Я скажу даже больше: театр более органичен и естественен, чем кино. Сейчас больше работаю в антрепризе, сотрудничаю с разными театральными агентствами, поскольку из Театра Чехова ушла.
-- А финансовые переговоры вам удаются?
-- Это моя беда! Никогда этим не занималась: не умею вести переговоры и отстаивать свои интересы. Меня всегда могут уговорить! Не деловой я человек. Но у нас до сих пор не принято иметь своего менеджера и адвоката.
-- А вам бы хотелось жить где-нибудь за границей, где последнее -- норма?
-- Хотелось бы... Где-нибудь в Европе -- в Германии или в Италии. Но не могу ничего бросить, поэтому сижу здесь.
-- У вас есть табу в кино?
-- Нет.
-- Вам не слабо и обнажиться?
-- Только если в этом есть необходимость. А так -- зачем? Если бы меня Феллини попросил раздеться, то я бы даже не спросила, зачем...