Выпуск газеты Сегодня №18 (770) за 24.01.2001
ЛИШИТЬ "СИЛОВИКОВ" ИХ ПОРТФЕЛЕЙ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, НЕ ТАК-ТО ПРОСТО...
На каких правовых основаниях могут расстаться со своими должностями названные выше госчиновники? Этот вопрос мы задали председателю парламентского Комитета по вопросам правовой политики Александру Задорожнему. Итак, он сообщил следующее:
МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статус МВД как центрального органа исполнительной власти, согласно Конституции, должен определяться исключительно законом. Таковым на сегодняшний день мог бы быть принятый еще в 1991 году Закон "О милиции". Однако данный законодательный акт не содержит положений относительно порядка назначения или увольнения министра внутренних дел.
Процедура назначения и увольнения министров определена Законом УССР "О Совете министров Украинской ССР". Но в соответствии с определением Конституционного Суда, с марта 1998 года данный закон не применяется. В связи с отсутствием законодательного регулирования, Президент, как глава государства, в декабре 1999 года издал Указ "О системе центральных органов исполнительной власти". Согласно документу, Президент по представлению премьер-министра назначает руководителей этих органов и их заместителей. Президент же и прекращает их полномочия на данных должностях. В соответствии со ст. 106 Конституции Президент своим указом прекращает полномочия министра внутренних дел. Такой указ должен быть обязательно скреплен подписью премьер-министра.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СБУ
Он не является членом правительства. Но в соответствии с Конституцией, входит в состав Совета нацбезопасности и обороны. Полномочия и статус органов безопасности, гласит Конституция, должны определяться исключительно законом. Однако закон "О Службе безопасности Украины" был принят задолго до принятия Конституции, в марте 1992 года. Поэтому ряд его положений не соответствуют нормам Основного Закона. Скажем, там предусмотрено, что председатель СБУ назначается ВР по представлению Президента. Однако, поскольку в соответствии с уже упоминавшимся указом Президента "О системе центральных органов исполнительной власти", руководитель СБУ по статусу является главой центрального органа исполнительной власти специального назначения, на должность он назначается и увольняется в порядке, предусмотренном статьей 106 Конституции. Полномочия председателя Службы безопасности Украины прекращает Президент своим указом, скрепленным подписью премьер-министра.
ГЛАВА ГОСТАМОЖНИ
Он тоже не входит в состав Кабмина. Принципы деятельности таможенных органов определяются Законом "О таможенном деле в Украине" и Таможенным кодексом. В соответствии с этими документами, Гостаможня -- центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. Что касается порядка назначения и увольнения председателя этого ведомства, то он на сегодняшний день законодательно не урегулирован. Таможенный кодекс по этому поводу невнятно указывает, что "председатель Государственной таможенной службы назначается в соответствии с действующим законодательством Украины". Исходя из того, что председатель Гостаможни является руководителем центрального органа исполнительной власти, его полномочия также прекращает Президент своим указом, скрепленным подписью премьер-министра.
То есть, принятие решения об освобождении министра внутренних дел, председателя СБУ, главы Гостаможни является исключительной прерогативой Президента, а не ВР.
ГЕНПРОКУРОР
В соответствии с Конституцией, он назначается на должность с согласия Верховной Рады, а освобождается Президентом. Парламент может выразить Генпрокурору недоверие, следствием чего является отставка последнего. В деятельности по осуществлению надзора за соблюдением законов Генпрокурор подотчетен ВР. Закон "О прокуратуре", принятый в ноябре 1991 года, предусматривает, что он не реже раза в год отчитывается перед парламентом о деятельности прокуратуры. Тот же законодательный акт гласит, что отставка Генпрокурора до окончания срока полномочий может произойти только в следующих случаях: совершение им преступления; нарушение выполнения служебных обязанностей; в связи с невозможностью выполнения своих обязанностей по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.
Регламент ВР предусматривает, что ежегодный письменный отчет Генпрокурора представляется в течение месяца после окончания календарного года и распространяется среди депутатов. В случае необходимости рассмотрения отчета на заседании ВР, соответствующий вопрос включается в повестку дня сессии.
"То есть, заслушав информацию Михаила Потебенько о ходе расследования уголовного дела относительно исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе, депутаты могли лишь принять ее к сведению, -- считает Александр Задорожний. -- Чтобы высказать Генпрокурору недоверие, необходимо включить в повестку дня вопрос о его отчете, затем получить заключения комитетов и лишь после этого заслушать отчет. Пока, как мы знаем, несмотря на горячее желание многих отправить Генпрокурора в отставку, в парламентском зале не прошел ни один из вариантов проекта соответствующего постановления"...