1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №18 (770) за 24.01.2001

ЛИШИТЬ "СИЛОВИКОВ" ИХ ПОРТФЕЛЕЙ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, НЕ ТАК-ТО ПРОСТО...

Как известно, в ходе "кассетной войны", развернувшейся под парламентским куполом, Верховная Рада рекомендовала Президенту рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания на занимаемых должностях министра внутренних дел, председателя Службы безопасности и председателя Гостаможни. Самые серьезные намерения имели парламентарии и в отношении Генпрокурора. Вероятность того, что к вопросу об отставках депутаты вернутся после своих каникул, начавшихся вчера, достаточно велика.

На каких правовых основаниях могут расстаться со своими должностями названные выше госчиновники? Этот вопрос мы задали председателю парламентского Комитета по вопросам правовой политики Александру Задорожнему. Итак, он сообщил следующее:

МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статус МВД как центрального органа исполнительной власти, согласно Конституции, должен определяться исключительно законом. Таковым на сегодняшний день мог бы быть принятый еще в 1991 году Закон "О милиции". Однако данный законодательный акт не содержит положений относительно порядка назначения или увольнения министра внутренних дел.

Процедура назначения и увольнения министров определена Законом УССР "О Совете министров Украинской ССР". Но в соответствии с определением Конституционного Суда, с марта 1998 года данный закон не применяется. В связи с отсутствием законодательного регулирования, Президент, как глава государства, в декабре 1999 года издал Указ "О системе центральных органов исполнительной власти". Согласно документу, Президент по представлению премьер-министра назначает руководителей этих органов и их заместителей. Президент же и прекращает их полномочия на данных должностях. В соответствии со ст. 106 Конституции Президент своим указом прекращает полномочия министра внутренних дел. Такой указ должен быть обязательно скреплен подписью премьер-министра.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СБУ

Он не является членом правительства. Но в соответствии с Конституцией, входит в состав Совета нацбезопасности и обороны. Полномочия и статус органов безопасности, гласит Конституция, должны определяться исключительно законом. Однако закон "О Службе безопасности Украины" был принят задолго до принятия Конституции, в марте 1992 года. Поэтому ряд его положений не соответствуют нормам Основного Закона. Скажем, там предусмотрено, что председатель СБУ назначается ВР по представлению Президента. Однако, поскольку в соответствии с уже упоминавшимся указом Президента "О системе центральных органов исполнительной власти", руководитель СБУ по статусу является главой центрального органа исполнительной власти специального назначения, на должность он назначается и увольняется в порядке, предусмотренном статьей 106 Конституции. Полномочия председателя Службы безопасности Украины прекращает Президент своим указом, скрепленным подписью премьер-министра.

ГЛАВА ГОСТАМОЖНИ

Он тоже не входит в состав Кабмина. Принципы деятельности таможенных органов определяются Законом "О таможенном деле в Украине" и Таможенным кодексом. В соответствии с этими документами, Гостаможня -- центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. Что касается порядка назначения и увольнения председателя этого ведомства, то он на сегодняшний день законодательно не урегулирован. Таможенный кодекс по этому поводу невнятно указывает, что "председатель Государственной таможенной службы назначается в соответствии с действующим законодательством Украины". Исходя из того, что председатель Гостаможни является руководителем центрального органа исполнительной власти, его полномочия также прекращает Президент своим указом, скрепленным подписью премьер-министра.

То есть, принятие решения об освобождении министра внутренних дел, председателя СБУ, главы Гостаможни является исключительной прерогативой Президента, а не ВР.

ГЕНПРОКУРОР

В соответствии с Конституцией, он назначается на должность с согласия Верховной Рады, а освобождается Президентом. Парламент может выразить Генпрокурору недоверие, следствием чего является отставка последнего. В деятельности по осуществлению надзора за соблюдением законов Генпрокурор подотчетен ВР. Закон "О прокуратуре", принятый в ноябре 1991 года, предусматривает, что он не реже раза в год отчитывается перед парламентом о деятельности прокуратуры. Тот же законодательный акт гласит, что отставка Генпрокурора до окончания срока полномочий может произойти только в следующих случаях: совершение им преступления; нарушение выполнения служебных обязанностей; в связи с невозможностью выполнения своих обязанностей по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.

Регламент ВР предусматривает, что ежегодный письменный отчет Генпрокурора представляется в течение месяца после окончания календарного года и распространяется среди депутатов. В случае необходимости рассмотрения отчета на заседании ВР, соответствующий вопрос включается в повестку дня сессии.

"То есть, заслушав информацию Михаила Потебенько о ходе расследования уголовного дела относительно исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе, депутаты могли лишь принять ее к сведению, -- считает Александр Задорожний. -- Чтобы высказать Генпрокурору недоверие, необходимо включить в повестку дня вопрос о его отчете, затем получить заключения комитетов и лишь после этого заслушать отчет. Пока, как мы знаем, несмотря на горячее желание многих отправить Генпрокурора в отставку, в парламентском зале не прошел ни один из вариантов проекта соответствующего постановления"...