1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №18 (770) за 24.01.2001

КРЕЩАТИК -- ИСПАНСКАЯ УЛИЦА?

Авторов проекта послевоенного Крещатика уже не осталось в живых. Мне удалось отыскать лишь дочь Анатолия Добровольского, занимавшего должность главного архитектора города в тот период, когда Крещатик поднимали из руин.

-- Я сама архитектор и могу рассказать о том, каким планировали сделать Крещатик и что из этого получилось, хотя лучше, чем отец, никто не рассказал бы, -- начала Татьяна Анатольевна. -- Он мог говорить о Крещатике часами, ведь это, по сути, его ребенок.

Анатолий Добровольский приехал учиться в Киевский строительный институт из села Буки, что на Житомирщине. Мог ли, гуляя по тогдашнему Крещатику, предположить, что когда-либо ему придется на месте небольших дореволюционных домиков возводить многоэтажные махины?

Еще до войны Добровольский успел построить в Киеве несколько десятков административных зданий. Некоторые (в Дарнице, например) сохранились до сих пор. Потом работал в "Киевпроекте", судьба забросила в Сибирь, где он строил один из секретных объектов.

-- Там папа был и в годы войны. Об этом периоде вспоминал с грустью. В подчинении у него были, в основном, уголовники. Работа у них была тяжелой, потому и затеяли однажды бунт на строительстве. Перебили всю охрану и в прямом смысле начали охоту на начальство. Папа вспоминал, что, когда началась стрельба, он протиснулся между печкой и стеной. Спрятался. А когда бунт "усмирили", пришлось разбирать стенку, чтобы вытащить его оттуда.

После окончания войны Добровольского срочно вызвали в Киев. Был объявлен конкурс на лучший проект застройки Крещатика. В нем участвовали многие известные архитекторы, на рассмотрение предлагалось больше 20 проектов. Предлагали разное. В одном из вариантов Крещатик даже был продлен до самого Днепра.

Победил проект группы авторов во главе с главным архитектором города Власовым.

-- В эту группу вошел и папа. У него вообще была головокружительная по тем временам карьера, ведь учился у светил: Гольца, Желтовского, Власова...

Последнего вскоре отправили на повышение в Москву, и он рекомендовал на должность главного архитектора Киева Анатолия Добровольского. Вот и получилось, что основная часть строительных работ на Крещатике проходила под его началом.

До войны ширина Крещатика составляла всего 40 метров. Когда город освободили советские войска, вся улица была в руинах. Практически ни один дом не уцелел. Хотя...

-- Где-то остались отцовские эскизы развалин Крещатика, -- продолжает Татьяна Анатольевна. -- Он не раз говорил, что его можно было восстановить таким, каким он был до взрывов и бомбежек, но с градостроительной точки зрения это было неправильно: Крещатик мало чем отличался от обычной киевской улочки, потому-то и решили главную улицу страны сделать просто шикарной.

На строительстве были задействованы тысячи киевлян. Использовались и немецкие военнопленные. Первым делом нужно было расчистить развалины. С завалов подняли 300 тысяч кубометров целого кирпича, 400 тысяч кубометров битого, 200 тысяч тонн щебня и 300 тысяч тонн строительного груза.

После этого был отремонтирован коллектор, в который еще до революции "замуровали" Крещатый ручей. Вдоль улицы высадили около 750 деревьев, в основном липу, каштан, рябину. Появились цветочные клумбы и газоны. Весной 1945 был проложен асфальт по проезжей части и тротуарах, обозначены пешеходные переходы (кстати, алюминиевыми кнопками, а не привычными для нас "зебрами"). Еще через год по улице уже бегали троллейбусы, чуть позже установили столбы освещения вдоль тротуара (они стоят до сих пор). Первыми на Крещатике начали возводить дома №13 и №17, но полностью работы не были закончены еще в 1957-1958 годах. Татьяна Анатольевна вспоминает, что когда была маленькой, гуляла с отцом по городу -- возле гостиницы "Москва" стоял маленький частный дом с огородом в сторону теперешнего Майдана Незалежности.

-- Нечетную сторону Крещатика "передвинули" от красной линии, из-за чего улица расширилась, хотя все архитекторы уверяли, что этого мало. Тогда сошлись на идее двухуровневой правой стороны улицы, со сквером, который защищает ее от шума и автомобильного дыма.

Отстроенный Крещатик выглядел шикарно. Здесь разместились лучшие магазины, государственные учреждения, банки и гостиницы. Когда велось строительство, все были уверены, что главная улица страны должна выглядеть "на миллион". Такой ее и сделали. Хотя не обошлось и без секретов.

Анатолий Добровольский приложил максимум сил, чтобы украинское барокко проглядывалось в каждом доме на главной улице страны, хотя тогда национальные мотивы и были запрещены. Чтобы их как-то скрыть, украинское выдавали за... испанское, тем более, что как раз в то время группа советских архитекторов поехала в командировку в Португалию для ознакомления с испанским искусством. Поэтому-то на крещатикских домах можно заметить и лаврские мотивы, и лепку, похожую на ту, что сохранилась на некоторых старинных храмах.

Все магазины были сделаны с красивыми интерьерами, с лепными стенами и потолками. Проезжая по Крещатику на автомобиле или идя пешком, можно было рассмотреть эти чудеса. Уже сейчас многое утеряно. А началось разрушение (иначе не скажешь) послевоенного Крещатика еще во времена Хрущева, когда шла открытая борьба с помпезностью и излишествами. К ним отнесли и украшения на домах...